«Можно долго спорить о том, что явилось причиной смерти Рахата Алиева: было ли это самоубийство, или инсценировка, а на самом деле — заказное убийство. Я, как правовед, предпочитаю не комментировать те обстоятельства, которые вытекают из доступности материалов следствия. Как мне представляется, даже зная их, версия о заказном убийстве выглядит натянутой», — сказал российский аналитик по Центральной Азии Аждар Куртов, комментируя корреспонденту ИА REGNUM смерть в австрийской тюрьме опального казахстанского политика Рахата Алиева.

Эксперт высказал сомнения в том, что власти Казахстана могли организовать убийство бывшего зятя главы республики. "Ведь Рахат Алиев — это уже давняя история, прошлое, о котором мало кто вспоминает. Нурсултану Назарбаеву он своими «разоблачениями» был не так уж и страшен. Кануло же в Лету дело о коррупции — так называемый «Казахгейт», — пояснил он.

По словам Аждара Куртова, навредить имиджу Елбасы (лидера нации. — Прим. ИА REGNUM) или как-то повлиять на нынешнюю избирательную кампанию Рахат Алиев также вряд ли был способен. «Да, это несмываемое пятно позора в истории казахстанской власти. Всегда могут и будут возникать вопросы о том, кто его в свое время выдвигал на самые высокие государственные должности, чьим зятем он был, почему в руководстве силовых структур оказался человек, который без малейших колебаний сам шел на тяжкие преступления? Но эти вопросы в плане практической политики сегодня уже не актуальны, да и некому их ставить», — считает он.

Политолог отметил, что Рахат Алиев в «период изгнания» не сумел создать мощную организацию оппозиции, хотя и стремился к этому. «Его судьба типична для политиков 90-х годов. Неслучайно эта судьба так похожа на судьбу российского аналога — Бориса Березовского. Время их расцвета и куража — 90-е годы прошлого века, когда возможно было все, любые преступления против закона и нравственности. Но эта эпоха прошла и в России, и в Казахстане. И к ней не хотят возвращаться ни в обществе, ни во власти. Правда, это не значит еще, что наступила подлинная санация в сфере политико-властных отношений. Просто новое время востребовало новых героев, возможно более изощренных и изворотливых, а вовсе не более нравственных», — подчеркнул аналитик.

По мнению Аждара Куртова, в этом явлении тоже есть свой прогресс, поскольку голое насилие уходит в прошлое. «Алиев, Кажегельдин, Нуркадилов, Храпунов — это призраки эпохи распада, со свойственной той эпохе безудержной жаждой наживы. Ныне же появились хоть какие-то правила, коими эта жажда наживы вводится в определенные рамки. Те, кто это не понял, или не желает принять — уходят из жизни или из реальной политики, в том числе уходят в эмиграцию. Алиев закончил свой путь бесславно. Наверное, он полагал, что Казахстан 90-х годов надолго впал в средневековье, где оборзевшие герцоги могли диктовать свою волю королю. Он ошибся, и за эту свою ошибку дорого поплатился», — подытожил политолог.

ИА REGNUM отмечает, что подавляющее большинство экспертов отказалось комментировать известие о смерти Рахата Алиева.