Правительство решило затянуть пояса у граждан

Недавно в интернете появилось сообщение о заседании правительства, на котором был положительно рассмотрен вопрос о приостановке выплаты пенсий работающим пенсионерам, получающим более 1 млн рублей в год.

При этом вопрос обсуждался келейно, без привлечения широкого слоя экспертов и общественности, что характерно для деятельности правительства РФ. Между тем это вопрос комплексный, имеющий не только экономический, кстати, весьма спорный, но и социальный эффект. Формально, конечно, пенсия — это страховая выплата по старости, т.е. потере трудоспособности по возрасту. Правительство может всегда заявить: «Скажите спасибо, что 25 лет вам её выплачивали». Но всё не так просто. Почему работающим выплачивали пенсию? Потому что на протяжении многих лет и пенсии, и доходы (зарплаты) были совершенно мизерны, и государство позволяло выплачивать пенсии по старости, чтобы люди выживали. Сейчас выросли зарплаты, подросли пенсии, наступил кризис, и правительство решило затянуть пояса у граждан. Правда, момент выбран не очень удачный. Инфляция, составляющая по продуктам питания 20 и более процентов, и так подтянула пояса у большей части жителей страны. Рассмотрим сначала экономический эффект от этой акции. По заявлениям правительства, таких граждан всего 220 тыс. человек. Средняя пенсия в стране 12 000 рублей. Итого получается 31,8 млрд рублей в год. Сумма вроде немалая. Однако, если отнести её к расходам Пенсионного фонда в 2014 году в 5,3 трлн рублей, то получится 0,6%., т.е. Пенсионный фонд это не спасёт. Кстати, любой бюджет состоит из доходов и расходов, поэтому предложения многих экономистов о переходе от плоской к прогрессивной шкале подоходного налога, как это принято во всём цивилизованном мире, и более справедливо, и более эффективно. Но её введение вызывает яростное сопротивление так называемой элиты, о чем свидетельствует реакция Госдумы на попытку «Справедливой России» 18 февраля поставить на рассмотрение законопроект о введении в России прогрессивной шкалы налогообложения.

Теперь рассмотрим предложение правительства по существу. Во-первых, в соответствии с ним в одну «компанию» попадают зарабатывающие 1 млн и 200 и более млн, в том числе и руководители госкорпораций, которым, понятно, пенсия и не нужна. Во-вторых, рассмотрим сумму в 1 млн в год и 83 тыс. в месяц. Здесь явное лукавство. Ведь во всём цивилизованном мире доходом считается то, что человек получает на руки и может тратить на свои нужды (кроме СССР и теперь России). Посчитаем: 1 млн минус 130 тысяч подоходного налога — итого 870 тысяч в год, теперь делим на 12 и получаем 72,5 тысячи в месяц. Это отнюдь не много, например, для Москвы, учитывая состав семей, раскручивающуюся инфляцию, особенно для крупных городов. Но и это ещё не всё. Как известно, пенсию гражданин получает из федерального бюджета, а различные льготы — из бюджетов субъектов: социальные карты, льготы ветеранов труда и т.д. Не получится ли, что в связи с приостановкой пенсий их лишат и льгот на местном уровне? Речь идёт уже о статусе пенсионера. Сохранится ли он?

Далее о механизме реализации предложенных правительством изменений. Каждый пенсионер должен, видимо, заполнять и сдавать декларацию, в соответствии с которой будет принято решение о выплате пенсии. В случае уменьшения размеров доходов, опять на основании декларации за следующий год, ему пенсию вернут. Учитывая специфику работы соответствующих органов, минимальный период займёт год. Введём соответствующие прогнозные оценки. Полагаю, что пенсионеры, зарабатывающие до 100 тысяч рублей, предпочтут уменьшить формальные доходы, чтобы оставить пенсии как более стабильный источник. В то же время часть из них, особенно работающая в частном секторе, перейдёт на «серые схемы», и объём собираемых подоходных доходов наверняка уменьшится.

Я затрагиваю этот вопрос в том числе для того, чтобы подчеркнуть, что каждое принимаемое правительственное решение, особенно в социальной области, должно подкрепляться расчётами и обоснованиями, для этого и существует экономическая аналитика. В последнее время создаётся впечатление, что правительство лихорадочно спешит куда-то, допуская всевозможные ошибки, которые потом придётся поправлять. Понятно, что авторитета власти от этого не прибавится.