Александр Лукашенко рассчитывает на развитие сотрудничества с Латвией и другими странами ЕС «без каких-либо предубеждений». 20 февраля на встрече с министром иностранных дел Латвии Эдгаром Ринкевичем президент Белоруссии заявил: «У меня каких-то предубеждений в отношении Латвии никогда не было, нет и, я надеюсь, не будет. Мы всегда находили общий язык с нашими партнерами, особенно в торгово-экономической сфере. Дай бог нам с другими государствами так сотрудничать… Я вижу, что и государство, и частный бизнес Латвии идет нам навстречу… Думаю, что касается политики, мы всегда способны наверстать это отставание».

Белорусская сторона рассчитывает и на содействие Латвии, которая в первом полугодии 2015 года председательствует в ЕС, в развитии взаимодействия с другими странами Евросоюза. Согласно заявлению А. Лукашенко: «Мы очень много заимствуем там средств под конкретные проекты по западным технологиям. Поэтому если Латвия поможет нам еще больше сблизиться с ЕС в период своего председательства (и не только), мы вам будем очень благодарны».

В свою очередь, глава латвийского МИД в ходе переговоров с А. Лукашенко заявил: Латвия уже подготовила программу сближения Белоруссии с ЕС, а латышское правительство «заинтересовано в придании нового импульса отношений Брюсселя и Минска». Для этого планируется в мае 2015 года провести в Риге саммит представителей Евросоюза и постсоветских республик, участвующих в программе ЕС «Восточное партнёрство». Также Латвия заинтересована в развитии двусторонних отношений с Белоруссией, которые, по мнению Э. Ринкевича, за последнее время существенно улучшились. (Цитата) «Мы знаем тот курс, который Белоруссия выбрала, мы его уважаем… Сейчас наши контакты на политическом уровне только возрастают. Считаем, что мы можем тоже хорошо сотрудничать по многим вопросам». Кроме того, Латвия работает над «программой дальнейшего сотрудничества между Евросоюзом и Белоруссией».

Сегодня глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич по сути возглавляет неофициальный список ключевых лоббистов, ведущих активную работу с целью принятия Советом ЕС решения, смягчающего позицию Европы по белорусскому вопросу. (В этом же направлении предпринимают усилия экс-посол Литвы в РБ, министр иностранных дел Литовской Республики Линас Линкявичус, евродепутат от Литвы Юстас Палецкис, готовивший в качестве руководителя парламентской группы по Белоруссии доклад о ситуации в республике, и др.). Политическую подоплеку происходящего немного приоткрыл в своем интервью экс-директор Бюро защиты Сатверсме (Конституции) (контрразведка) Латвии Янис Кажоциньш, заявивший: «Александр Лукашенко делает все возможное, чтобы Россия его не поглотила… действия со стороны белорусского КГБ очень специфичны и связаны, прежде всего, с образом Лукашенко и оппозицией вне Белоруссии» (02.05.2013).

Однако основная причина носит все же экономический характер. Еще в 2012 году Белоруссия стала мировым производителем растворителей и разбавителей, которые при пересечении границ с Латвией (а также Польшей и Литвой) превращались снова в бензин, дизельное топливо и мазут. Дизельное топливо и бензин экспортировались в Евросоюз под видом разбавителей-растворителей, а мазут поставляли как антикоррозийную смесь.

Белорусская промышленность растворители-разбавители не производит — предприятий по их производству просто не существует. По данным масс-медиа, в Белоруссию ввозились российские нефтепродукты и «перерабатывались» виртуально, в соответствии с фиктивными, специально придуманными для этих целей ТУ (техническими условиями), и дальше уже в качестве продукта собственного производства нефть вывозилась (экспортировалось) за границу. Де-факто это контрабанда, которой способствовало высшее руководство Латвии и Литвы, так как транзит и перепродажа нефтепродуктов приближены к высшей власти этих республик. За счет «растворительно-разбавительных» схем (по данным масс-медиа, с белорусской стороны в ней были задействованы олигархи Юрий Чиж, Николай Воробей, Анатолий Тернавский — через Латвию, Литву, Польшу) Белоруссия стала в том же году мировым производителем растворителей и смазочных материалов. Только за 6 месяцев экспорт растворителей увеличился в 4,5 раза до 3,2 млн тонн, а смазочных материалов в 28 раз до 1,6 млн тонн.

Однако, при пересечении границы Таможенного союза растворители и смазочные материалы в Латвии, Литве, Польше снова превращались в бензин и дизельное топливо. По данным масс-медиа, только за 2012 год российский бюджет недосчитался экспортной пошлины в размере 2 млрд долларов. Не были выполнены и достигнутые договоренности по возврату в Россию 6 млн тонн дизельного топлива и бензина, переработанных на белорусских нефтеперерабатывающих заводах. Благодаря этому российские энергосубсидии в целом составили около $10 млрд, или 16% ВВП Республики Беларусь, а через фирмы, зарегистрированные в Белоруссии, из России за один только 2012 год вывели 15 миллиардов долларов (информация Центробанка РФ о размере капитала, выведенного посредством фиктивных экспортных контрактов, лето 2013). Суть: оплата за несуществующий товар, якобы поставленный в Россию из Белоруссии, проводится на основании товарно-транспортных накладных. При этом отследить фактические поставки из-за отсутствия таможенного контроля невозможно.

Схема белорусско-европейского нефтяного оффшора замкнута через Латвию (а также Литву, Польшу) на Великобританию — основного европейского импортера нефтепродуктов из Белоруссии (2014). Операции с растворителями и разбавителями, которые в Латвии, Литве и Польше снова превращались в бензин и дизельное топливо, — ее «изюминка».

Ключевая страна — Латвия. По данным масс-медиа, контрагент с латышской стороны — президент А. Берзиньш (олигарх, экс-глава Торгово-промышленной палаты Латвии), с белорусской — олигарх Юрий Чиж («Неонафтан», латвийская фирма «Мамos D», Даугавпилсский завод по производству биодизельного топлива (Latgalеs alus D). С британской стороны — оффшоры (Виргинские острова, о. Мэн,), банковская сфера (Royal Bank of Scotland) и группа «Ротшильд», официально назначенная консультантом по приватизации правительства Белоруссии в феврале 2010 года (управляющий директор Ариэль де Ротшильд). Посредничество — структуры, замыкавшиеся на еще живых к моменту создания схемы Бориса Березовского и Бадри Патаркацишвили (нефтепереработка, Мозырский НПЗ, «Азот») и грузинских «авторитетов», представленных в банковской сфере Республики Беларусь.

С белорусской стороны «британский интерес», по данным масс-медиа, имеют не менее 19 компаний с «белорусскими корнями», в т.ч. Белорусская нефтяная компания (BNK (UK) Ltd) и фирма Interforest Corp (Александр Метла, Николай Воробей), европейские представительства МИД (Владимир Герасимович), банковская сфера (Василий Матюшевский), управление делами и администрация президента РБ.

По данным Национального статистического комитета РБ на 1 января 2012 года, Британские Виргинские острова занимали 17-е место по объему накопленных в экономике Республики Беларусь прямых иностранных инвестиций. В неполном списке Международного консорциума журналистов-расследователей (ICIJ) Белоруссию, в качестве владельцев оффшорных компаний на Британских Виргинских островах, представляют 16 человек. Большинство из них, по данным масс-медиа, имеет прописку в Минске, есть владельцы или совладельцы виргинских оффшоров из Бреста, Гродно и Полоцка. Всего в базе данных фигурируют 28 адресов в Белоруссии, зарегистрированных в оффшорах на Британских Виргинских островах.

Наибольшее количество виргинских оффшоров с корнями в Белоруссии связано с белорусским офисом компании DICSA Law Technologies Ltd. При этом на сайте ICIJ отсутствует информация о единственной компании с Британских Виргинских островов, представительство которой зарегистрировано в базе Министерства иностранных дел Республики Беларусь — Wayland Securities Ltd., открытой в 2003 году (данные на июнь 2013).

Учитывая все вышесказанное, неудивительно, что:

Во-первых, с начала 2014 года наибольший прирост экспорта белорусских товаров в абсолютном выражении был зафиксирован в направлении Соединенного Королевства (548,8 млн долл.), при этом увеличение экспорта обусловлено увеличением поставок нефтепродуктов на 488,5 млн долл., а также смесей битумных на 61,7 млн долл.

Во-вторых, именно Латвия и ее представители делают все возможное, дабы сообщения некоторых масс-медиа о возможности приглашения невъездного в ЕС А. Лукашенко на предстоящий саммит «Восточного партнерства» в Риге стали если не реальностью, то очередным средством для экономического шантажа России официальным Минском.