Вывод войск антитеррористической коалиции из Афганистана и образование и стремительное расширение влияния Исламского государства вплотную затрагивает безопасность в регионе Каспийского моря. Две из пяти стран, Туркменистан и Иран граничат, с Афганистаном. При этом в наиболее уязвимом положении находится Туркмения с ее ограниченными военными силами и более чем 700 километровой границей, на которой в последнее время все чаще происходят военные столкновения. Учитывая нейтральный статус республики, возможности для международного военного сотрудничества для отражения угроз со стороны Афганистана достаточно ограничены. К сожалению, несмотря на достаточно продуктивный диалог между Каспийскими соседями вопросы региональной безопасности к настоящему моменту не решены окончательно и через формат взаимодействия прибрежных стран на сегодняшний день нет механизмов оказания военной помощи Ашхабаду. Новые риски и вызовы актуализируют необходимость форсирования в переговорном процессе о статусе Каспийского моря именно составляющей безопасности.

Начиная с 1996 года, когда был учреждена переговорная площадка по определению международно-правового статуса Каспийского моря на уровне заместителей министров иностранных дел или специальных представителей по региону прикаспийских стран, было проведено 38 заседаний, то есть чуть больше, чем два заседания в год. Кроме того, были организованы четыре саммита на высшем уровне, последний из которых состоялся в сентябре прошлого года в Астрахани. С самого начала переговорный процесс натолкнулся на самую сложную проблему — выбор принципа использования моря. Россия и Иран изначально настаивали на действии советско-иранских соглашений от 1921 и 1940 годы, которые подразумевали совместное использование моря. Новые независимые страны и в первую очередь Азербайджан настаивали на необходимости раздела моря в интересах недропользователей. В итоге эволюция российской позиции позволила к 2003 году разделить дно северной части моря между Россией, Азербайджаном и Казахстаном по серединной модифицированной линии. С таким подходом категорически не согласился Иран, не признавший легитимным выбранный принцип. В стороне от переговорного процесса также остался Туркменистан, имеющий споры с Азербайджаном о линии границы секторов. Территориальный вопрос и на сегодняшний день является неразрешенным. Ожидать его скорого урегулирования, учитывая широкий международный опыт, не стоит.

Вместе с тем, позитивной стороной переговорного процесса на Каспии является успешная работа в условиях противоречий по принципиальным вопросам по поиску общих точек по актуальным и насущным темам сотрудничества. Так, по результатам встречи в Астрахани президенты в политическом заявлении одобрили размер исключительной экономической зоны размером 25 км, остальная территория моря и воздушное пространство над ним остается в общем пользовании. Принята и ратифицированная декларация о защите биологической среды Каспийского моря. По итогам саммитов в Тегеране и Баку в 2007 и 2010 года сторонам удалось согласовать ключевые общие подходы к решению региональных вопросов. Согласно Декларации, принятой в Тегеране, Каспий был объявлен «морем мира», стороны взяли на себя обязательства решать все вопросы в регионе путем переговоров, не использовать друг против друга вооруженные силы и не предоставлять свои территории третьим странам для агрессивных действий в отношении каспийских соседей. В Баку было принято Соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности, которое регламентирует кооперацию пятерки по вопросам борьбы с трансграничной преступностью, браконьерством, наркотрафиком и другим невоенным аспектам безопасности.

В условиях растущих вызовов и рисков в регионе Каспия ожидалось, что 4-я встреча президентов прикаспийских стран позволит сдвинуть с мертвой точки процесс тесной кооперации в сфере военной безопасности. К сожалению, стороны так и не перешли к практическому решению вопросов безопасности.

В политическом заявлении по итогам переговоров стороны первые шесть пунктов были в той или иной степени были посвящены вопросам безопасности. Стороны подтвердили «мирный» статус море и свои обязательства по недопущению конфликтов. 4-й и 5-й пункты посвящены гонке вооружений, которая в последнее время активизировалась на Каспии. Так, президенты договорились добиться «обеспечения стабильного баланса вооружений Сторон на Каспийском море, осуществления военного строительства в пределах разумной достаточности с учетом интересов всех Сторон, ненанесения ущерба безопасности друг друга», а также соблюдать «согласованные меры доверия в сфере военной деятельности в духе предсказуемости и транспарентности в соответствии с общими усилиями по упрочнению региональной безопасности и стабильности». То есть сам факт милитарицации региона был признан президентами, но не прописаны механизмы взаимного контроля, не предполагается создание совместных институтов.

Вместе с тем комплекс региональных вызовов достаточно широк. Стремительное появления и расширение сфер влияния Исламского государства в прилегающих Каспию регионе несет в себе серьезный набор сопутствующих рисков. По разным подсчетам несколько сот граждан стран Центральной Азии, России и Закавказья принимают участие в вооруженных столкновениях на стороне Исламского государства. Соответственно их возвращение домой после получения реального боевого опыта и с наличием широких горизонтальных связей несет себе для стран региона серьёзные трансграничные вызовы и требует тесной координации и обмена информацией на уровне спецслужб.

Неопределенность в развитии ситуации в Афганистане уже напрямую затрагивает одну из прикаспийских государств — Туркменистан. Все чаще появляется информация об вооруженных инцидентах на протяженной и малозащищенной афгано-туркменской границе. Нейтральный статус Ашхабада ограничивает возможности для скоординированных действий с соседями и партнерами против радикальных групп, угрожающих республике со стороны Афганистана.

Что «каспийской пятерке» можно и нужно сделать для нейтрализации угроз и снижения уровня недоверия между соседями?

Очень важно начать сотрудничество в сфере безопасности. Оно на первом этапе может заключаться в принятии плана совместных учений, маневров по примеру сотрудничества по линии МЧС (на саммите в Астрахани было принято решение провести в 2016 году совместные учения по предотвращению экологических катастроф).

Следующим этапом должно стать создание координационных советов представителей оборонных ведомств или ВМФ для отработки совместных штабных действий, совместной оценки потенциальных рисков, а также разработки планов совместных действий на случае появления реальных вызовов.

Итоги совместной работы на этом этапе должны дать основание для выработки мер по углублению и интенсификации сотрудничества в сфере региональной безопасности, выбора оптимальной модели кооперации.

В качестве предполагаемых вариантов возможно использования российской инициативы по созданию региональной группировки «Касфор» с постояннодействующим совместным командным исполнительным органом и находящимся в его управлении совместные военные объединения прикаспийских стран.

Таким образом, Каспийской пятерке, несмотря на в целом успешный диалог и схожие подходы в плане практического обеспечения региональной безопасности предстоит еще долгая совместная работа.