ИА REGNUM публикует сегодня, 1 марта, подборку наиболее значимых новостных сюжетов транспортно-транзитной отрасли Северо-Западного региона за неделю.

Возвращение в Арктику: новый глубоководный порт построят в Архангельске

На этой неделе стало известно о том, что российское правительство одобрило проект нового глубоководного порта в Архангельске. Морская гавань будет построена в рамках транспортной стратегии России до 2030 года. Планируется, что портовая территория площадью 160 гектаров будет включать 4 самостоятельных погрузочных комплекса: угольный, нефтеналивной, контейнерный и универсальный. Запланированный грузооборот — 28 миллионов тонн ежегодно. Строительство нового порта в столице Поморья напрямую связывается с реализацией проекта «Белкомур» — железной дороги, которая свяжет Архангельск с Уралом и Сибирью.

Строительство глубоководного порта в Архангельске — серьёзный шаг в развитии Северного морского пути как национальной транспортной магистрали России, считают в мэрии города. «Это единственная океанская коммуникация, которая на всём своём протяжении проходит по нашим территориальным водам. Поэтому возрождение российской северной транспортной системы отвечает интересам не только Архангельской области, но и других приполярных регионов страны, — подчеркивает мэр Архангельска Виктор Павленко. — Кроме того, эта трасса в три раза сокращает путь из Европы на Дальний Восток и в Азиатско-Тихоокеанский регион». Он также напомнил, что Архангельск не просто является исторически первым морским портом России, но и остается крупнейшим транспортным узлом в российской Арктике. «Это имеет особое значение в свете инициатив президента Владимира Путина по возвращению России в стратегически важный Арктический регион», — отметил градоначальник.

Латвия не готова распрощаться с российским транзитом

Министр транспорта РФ Максим Соколов на минувшей неделе провел в Москве переговоры с министром транспорта Латвии Анрийсом Матиссом. Как сообщает tvnet.lv, Матисс в комментарии информационному агентству BNS отметил, что на встрече «углублённо» не обсуждались взаимные санкции Евросоюза и России, так как это решается на более высоком уровне. Он также добавил, что для Латвии расширение санкций определенно было бы нежелательно, потому что это может повлиять на грузы энергоносителей. Кроме того, это бы сказалось на латвийском транспортном секторе, в котором занято приблизительно 50 тысяч человек. По словам Матисса, сегодня российская сторона по-прежнему заинтересована в использовании латвийского транзитного коридора для грузоперевозок, и в этом году их объем не должен сократиться. В 2014 году объем российских грузов, которые прошли через Латвию, увеличился на 6,7% — до 42,87 млн тонн и в 2015 году может остаться на том же уровне. Министр рассказал, что получил заверения в желании российской стороны и в дальнейшем использовать латвийский транзитный коридор. Поэтому среднесрочной угрозы резкого сокращения грузооборота для Латвии не существует, если только не произойдет что-то непредвиденное, отметил он. Комментируя долгосрочные планы России в области грузоперевозок и развития своей инфраструктуры на Балтике, Матисс сказал, что страна может быть и в дальнейшем заинтересована в латвийском транзитном коридоре, если он останется конкурентоспособным.

Латвийская холдинговая компания Ventspils nafta отчиталась за 2014 год

Консолидированный оборот холдинга Ventspils nafta (VN) в 2014 году составил 161,87 млн евро — на 2,9% меньше, чем в предыдущем году, сообщает портал Delfi. Убытки группы уменьшились в 4,4 раза — до 13,83 млн евро. VN принадлежат 51% крупнейшего в Прибалтике терминала по перегрузке нефти и нефтепродуктов Ventspils nafta terminаls в Вентспилсском порту (Латвия), 66% совместного латвийско-российского предприятия LatRosTrans (обеспечивает транспортировку дизельного топлива по магистральному трубопроводу от границы с Белоруссией до Вентспилса — прим. ИА REGNUM), а также 49,94% акций латвийской судоходной компании Latvijas Kugnieciba.

Усть-Луга может стать ключевым нефтяным портом в России

«Транснефть» по поручению Минэнерго РФ проработала проект по выделению высокосернистого потока нефти в отдельное экспортное направление — через порт Усть-Луга в Ленинградской области. В результате объемы экспорта через Усть-Лугу могут составить около 23 млн тонн высокосернистой нефти. По предварительным расчетам, на реализацию проекта будет потрачено порядка 2,5 млрд рублей.

Как сообщает информационно-аналитический портал «Транспорт нефти», вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов в ходе заседания Экспертного совета компании заявил о том, что в результате реализации данного проекта в России может появиться новый сорт нефти, аналогичный по качеству международным сортам Kirkuk и Basrah Blend (Ирак). «Для Усть-Луги подобный проект — хорошая возможность стать ключевым нефтяным портом в России, что положительно скажется на экономике региона», — заявил в комментарии изданию главный редактор портала Topneftegaz.ru Александр Дармин. По его словам, поступления в российский бюджет увеличатся благодаря тому, что «обычная» нефть станет качественнее, а, следовательно, дороже. «Эксперты оценивают прибыль компаний в сумме до 1,5 млрд долларов. Что-то из этих денег, безусловно, пойдет в бюджет», — сказал Дармин. Он также отметил, что появление нового экспортного сорта российской нефти, который будет конкурировать с иракскими маркерами, может значительно расширить географию поставок российского топлива. «В связи с неспокойной ситуацией на Ближнем Востоке покупать нефть у России будет надежнее», — считает эксперт.

Контейнерооборот портов стран Прибалтики в январе 2015 года снизился на 2,1%

Как сообщают «Морские вести России», оборот контейнеров в портах Прибалтийских стран за январь 2015 года составил 82,3 тыс. TEU, что на 2,1% меньше, чем за аналогичный месяц прошлого года. Перевалка контейнеров в порту Клайпеда (Литва) составила 34,1 тыс. TEU, Рига (Латвия) — 30,8 тыс. TEU, Таллин (Эстония) — 17,2 тыс. TEU, Лиепая (Латвия) — 0,2 тыс. TEU. Отрицательная динамика отмечена во всех портах Прибалтики, кроме порта Рига, который увеличил перевалку контейнеров на 5,7%. Порт Клайпеда снизил перевалку контейнеров на 3,8%, Таллин — на 10,2%, Лиепая — на 34,9%. Порты Вентспилс (Латвия) и Силламяэ (Эстония) за отчетный период перевалку контейнеров не осуществляли. По итогам 2014 года контейнерооборот портов Прибалтики составил 1,1 млн TEU.

Рыбопромыслового флота в России не осталось — мнение

В магазинах Ленобласти нечасто встретишь рыбу российского производства, выловленную в Балтийском море, пишет информационно-аналитический портал «ПРОВЭД». Максимум, на что можно рассчитывать из местного отечественного − радужная форель из Карелии и корюшка весной. Почему, имея выход к Балтийскому морю, богатому на биоресурсы, российские моряки не ведут там промышленную добычу, издание поинтересовалось у генерального директора ООО «Морской рыбный порт» (Санкт-Петербург) Евгения Короткова. По его мнению, причина в почти полном отсутствии рыбопромыслового и торгового флота. «С распадом СССР от него практически ничего не осталось, — прокомментировал Коротков. — Государство сейчас стремится реабилитировать отрасль, но открыто указывает на отсутствие средств. Впрочем, оно готово помочь тем, кто желает этим заняться, и предлагает сотрудничество на условиях государственно-частного партнерства. Иногда, правда, случается и так, что компания жалеет впоследствии о том, что решилась на такой шаг». Он также отметил, что у гиганта отрасли − «Объединенной судостроительной корпорации» − нет заказов на строительство гражданской техники. «В основном они занимаются судами для хождения в арктических водах, военными кораблями. Все это государственные заказы. Мощности корпорации задействуются едва ли наполовину. Построить судно очень дорого», − сказал Коротков.