В последний день зимы правительство Севастополя своим распоряжением изъяло из частной собственности «Севморзавод», принадлежащий семье президента Украины Петра Порошенко, и конструкторское бюро радиосвязи. Национализация не двух, а 35 предприятий должна была пройти с помощью решения Заксобрания города, но большинство депутатов за проекты законов о национализации, предложенных правительством, голосовать отказались. Это в очередной раз продемонстрировало отсутствие согласованности в действиях двух ветвей власти в городе, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

Вечером 28 февраля губернатор Севастополя Сергей Меняйло созвал внеочередную сессию местного Заксобрания. Депутаты узнали о планируемой сессии за пару часов до её начала. Так, заместитель председателя Заксобрания Александр Кулагин приехал туда прямо с субботника, в кроссовках, цветных брюках и свитере. Повестку сессии депутаты увидели только перед заседанием. Главный вопрос — национализация 35 местных предприятий.

Губернатор настаивал, что надо передать в собственность города имущество организаций, которые за год не прошли перерегистрацию в России. То есть власти предложили бизнесу два варианта на выбор — либо перерегистрация в соответствии с российским законодательством, либо регистрация предприятия, как иностранного резидента (украинского филиала). Кто не сделал по каким-то причинам ни того, ни другого, по логике правительства Севастополя, остался вне правового поля. В этом списке оказался «Севморзавод» президента Украины Петра Порошенко, ПАО «Севастопольгаз» (украинского олигарха Дмитрия Фирташа), автовокзал, все гидротехнические сооружения и причалы, яхт-клуб «Золотой символ» (заместителя главы администрации президента Украины Андрея Сенченко), агрофирма «Золотая балка» (главы Соцпартии Украины Петра Устенко), бывший совхоз «Качинский плюс», заводы «Маяк», «Парус» и «Металлист», «Югрефтрансфлот», севастопольские молокозавод, хладо-, мясо- и хлебокомбинат и т.д. «Мы возвращаем в город то, что было у него изъято, скажем так, не совсем законно. Есть предприятия, которые просто заброшены, но есть какая-то инфраструктура и есть какая-то собственность», — сказал губернатор Сергей Меняйло на внеочередной сессии Заксобрания.

Некоторых депутатов возмутило то, что нужно срочно и оптом национализировать имущество десятков предприятий. Ведь в перечень попали и уже перерегистрированные организации. «За 15 минут пробежавшись по списку, даже при таком быстром рассмотрении стало понятно, что в нем намешано все: и, действительно, объекты, которые нужны городу, и вполне себе спокойно работающие предприятия, которые платят налоги, которые перерегистрировались. Из этого вывод какой? Во-первых, нет никакой уверенности, что эти работающие предприятия смогут дальше так эффективно функционировать, платить налоги. То есть не потеряем ли мы их вообще?! Во-вторых, не получится ли, что мы что-то отведем, что не должны были?! Мы были на заводе [Инкерманском заводе марочных вин, — ред.], да, разговаривали там с дирекцией — завод работает. То есть завод переоформился в российское поле, работает нормально, зарплаты платят, продукцию выпускает, — все замечательно. Вы говорите о скрытой приватизации… Но есть нормальные экономические методы, если мы сейчас того, кто нам не понравился в городе, будем забирать у него собственность, какие инвесторы придут что-то делать?!», — высказался депутат Игорь Соловьев.

В своих выступлениях депутаты настаивали на том, что нужно искать «цивилизованные способы изъятия имущества в городскую собственность», соблюдать Конституцию и законы России. По их словам, иначе можно распугать всех инвесторов.

«6-й Федеральный конституционный закон [Российской Федерации — ред.] говорит о том, что все документы, выданные на территории Украины, являются действительными. С кем ни общаешься — у всех выданы документы. 16-этажка — выданы документы, мыс Ай-я, признанный решением суда незаконным строительством, — документы есть. Давайте тогда тупо бросим, возьмем их признаем, перерегистрируем, подтвердим право, что у них законный документ, и будем дальше развиваться», — предложил губернатор на повышенных тонах.

В итоге народные избранники «завалили» голосование за законопроект. Его поддержали только 8 депутатов из 19 голосовавших. После провала голосования губернатор города объявил о внеплановом заседании правительства.

После обсуждения за закрытыми дверями представитель исполнительной власти объявил о национализации «Севастопольского морского завода» (12 предприятий, входящих в его структуру) и конструкторского бюро радиосвязи «в целях восстановления социальной справедливости, обеспечения безопасности, бесперебойного функционирования предприятий, а также надлежащего использования и развития объектов городской инфраструктуры…». По словам Сергея Меняйло, решение местного правительства поможет запустить простаивающие объекты и создать новые рабочие места.

«На экстренном заседании правительства было принято решение о возвращении городу части объектов собственности, которые на сегодняшний момент не имеют никакого статуса, с одной стороны, а, с другой стороны, являются стратегически важными. Почему не все 35?! Так как закон не принят, мы будет действовать в рамках своей компетенции», — заявил журналистам Сергей Меняйло после заседания правительства в 23 часа вечера 28 февраля.

Тем не менее губернатор пообещал, что работа над «возвращением в собственность Севастополя стратегических, жизненно важных предприятий» будет продолжена.

С 1 марта по заверениям властей ни в Севастополе, ни в Крыму никаких национализаций больше не будет. При этом, крымский парламент принял все необходимые решения о национализации стратегических предприятий, таких как «ДТЭК Крымэнерго», филиал «Укртелекома», «Крымхлеб» и другие.