Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Ковалёв («Справедливая Россия») просит премьер-министра РФ не поддерживать инициативу губернатора Георгия Полтавченко о пересмотре государственного стандарта, запрещающего размещение наружной рекламы над проезжей частью, обочинами дорог и на разделительных полосах. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили сегодня, 2 марта сотрудники аппарата депутата.

Ковалёв назвал предложение губернатора незаконным, нарушающим международные обязательства РФ и принцип приоритета жизни и здоровья граждан над экономическими интересами.

Он также внёс в Законодательное собрание проект постановления об обращении к Дмитрию Медведеву с просьбой не вносить запрошенные Георгием Полтавченко изменения в Государственный стандарт РФ.

Депутат убежден, что предложение губернатора нельзя признать сколько-нибудь обоснованным — оно противоречит конвенции о дорожных знаках и сигналах, ратифицированной еще СССР в 1974 году, федеральному законодательству и нескольким ГОСТам.

Так, конвенция о дорожных знаках и сигналах запрещает размещать плакаты и афиши, производить разметку и устанавливать приспособления, которые могут быть ошибочно приняты водителями за сигнальные знаки или другие приспособления для регулирования движения, либо могут уменьшать их видимость или эффективность, ослеплять пользователей дороги или отвлекать их внимание, создавая тем самым опасность для дорожного движения.

В соответствии с федеральным законом реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

ГОСТы Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» и Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений» устанавливают ряд правил и ограничений на размещение рекламы на дорогах: конструкции не должны создавать помехи движению, отвлекать либо ослеплять водителей, загораживать дорожные знаки и снижать их видимость, иметь сходство с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами.

ГОСТы прямо запрещают размещение рекламы на дорожных знаках, их оборотной стороне, светофорах и опорах, на которых они расположены, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами, над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах, сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бордюрного камня за пределами населённых пунктов и на расстоянии менее 5 м — в населённых пунктах.

Георгий Полтавченко апеллирует к экономическим интересам, указывая на недополучение отчислений в бюджет от аренды мест под рекламу и налоговых поступлений. Алексей Ковалёв считает этот аргумент не выдерживающим критики — ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливает приоритет жизни и здоровья граждан над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Кроме того, и сам экономический эффект вызывает большие сомнения. Так, ответы, полученные депутатом от органов исполнительной власти Санкт-Петербурга в течение нескольких лет, показали, что размещение коммерческими организациями рекламной информации совместно с дорожными знаками «указатель направления» действительно вовлекло в оборот миллиарды рублей, но в государственный бюджет не попало ни копейки из этих денег.

«Возникает вопрос, в чьих интересах на самом деле выдвинута инициатива об отмене жёсткого регулирования дорожной рекламы? Инициатива, реализация которой может привести к тысячам новых жертв на дорогах», — заявил депутат.