Итоги прошедшие в Эстонии парламентских выборов не стали сенсацией. Однако они показали, что политический спектр в республике сместился. А его смещение напрямую повлияет на то, как дальше будут выстраиваться отношения Эстонии с Россией. Нам стоит ожидать жесткого антироссийского курса и свертывания внешнеэкономических связей. Такой прогноз дал профессор СПбГУ Николай Межевич корреспонденту ИА REGNUM сегодня, 2 марта.

Николай Межевич напомнил, что Эстония — парламентская республика, и от того, кто прошел в парламант зависит внутриэкономический и внешнеполитический курс страны практически полностью. Внешнюю политику государства определяет парламент и правительство, которое в свою очередь формируется по результатам выборов. Затем формируется коалиция и выбирается кандидатура премьер-министра. «От смещения политического спектра влево или вправо зависит характер внутренней и внешней политики, и в частности, отношения с Россией. В этом контексте можно сказать, что отношения, видимо, не улучшаться, поскольку не просто победили правые — они и раньше контролировали парламент, коалиция состояла из них. Можно сказать иначе: произошло смещение политического спектра республики в правую сторону. У реформистов да, были все основания праздновать этой ночью, поскольку они победили и победили те политики, которые выступают за жесткий антироссийский курс, свертывание внешнеэкономических связей с Россией», — прокомментировал профессор.

Профессор Межевич обратил внимание, что, с другой стороны, центристы увеличили свое представительство. Правда, на скромных 3 места, но увеличили, отметил он. «Единственная партия, которая выступает, я не могу сказать, за дружеские, за добрососедские — за прагматичные отношения с Россией; единственная партия, которая выступает за то, что нужен баланс в отношениях между Западом и Востоком — эта партия увеличила свое представительство. Эстонское общество стало более дифференцированным. Центристы сохранили свои позиции в количественном отношении, но правых стало больше. Людей, пытающихся находить какой-то компромисс между двумя этими направленностями — меньше. И не случайно, что социал-демократы, которые в Эстонии имеют только социал-демократическое название — во внешней политике они придерживаются такого же курса, как националисты всех цветов и раскрасок — они потеряли голоса», — пояснил Николай Межевич.

По мнению профессора, интрига не в выборах, а в том, какая коалиция будет сформирована. «Но и это не все. Пост президента тоже важен, хотя во многом, это фигура протокольная. Победа реформистов будет, вероятно, означать, что президентом станет правый, и очень большая вероятность того, что это будет Андрус Ансип», — считает эксперт. Однако, в контексте российско-эстонских отношений Андрус Ансип уже однажды себя дискредитировал — переносом Бронзового солдата. «Были бы поводы для оптимизма, я бы их назвал. Но их нет», — заключил эксперт.

Напомним, на парламентских выборах, которые прошли в Эстонии 1 марта, победу одержала правящая праволиберальная Реформистская партия — 27,7% всех отданных голосов. Реформисты получают 30 мест в 101-местном парламенте страны. На втором месте крупнейшая оппозиционная левая Центристская партия — 25% голосов (27 мандатов). Тройку лучших замкнула входящая в правительственную коалицию Социал-демократическая партия — 15,2% (15 мандатов). В парламент также прошли Союз правых партий «Отечество — Республики» (13,7% — 14 мест в парламенте), Свободная партия — 8,7% (8 мест), Консервативная Народная партия — 8,1% (7 мест). Итого — шесть партий.

Реформистская партия повторила свой успех выборов 2011 года. Тогда она набрала 28,6% голосов. Центристская партия четыре года назад была также на втором месте — 23,3%. Союз правых партий «Отечество — Республика» в 2011 году был третьим с 20,5%.