В Башкирии продолжаются поиски решения выхода из кризиса ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» (КумАПП). Как считают опрошенные ИА REGNUM эксперты, основной причиной бедственного положения предприятия стал некачественный менеджмент. Напомним, 28 февраля на массовом несанкционированном народном сходе жители Кумертау выдвинули требования о предотвращении увольнения 700 человек с градообразующего предприятия.

«Согласно проведенному в Кумертау социологическому исследованию, лишь 5,66% респондентов считают, что сокращение штата является допустимой мерой в целях оптимизации работы предприятия в период кризиса, при этом почти половина опрошенных возлагает надежды на обращение к государству за поддержкой», — проинформировал агенстство доцент УГУЭС Константин Кузьминых.

«В сложившихся условиях большинство жителей Кумертау считают возможным обратиться за поддержкой государству и отрицательно относятся к сокращению персонала, что естественно, — согласен с выводами социологов Дмитирий Михайличенко. — Основные надежды связываются с возможностью главы Башкирии Рустэма Хамитова интегрировать КумАПП в федеральные проекты». По мнению политолога, объявленное накануне схода решение руководства КумАПП не сокращать персонал «резко снизило градус напряженности».

В достижении договоренности о сохранении рабочих мест в КумАПП с холдингом «Вертолеты России» частью экспертов подчеркивается роль региональных властей. «Большая заслуга в этом принадлежит главе республики Рустэму Хамитову», — констатировал генеральный директор ОАО «Белсталь», председатель Общественной палаты Башкирии Рамиль Бигнов.

Анализируются причины, приведшие предприятие к кризису, эксперты считают некачественный менеджмент. «По имеющейся у меня информации, в прошлом году в КумАПП был заказ на сбор 14 вертолетов, однако этот заказ был выполнен лишь частично, всего было выпущено 5 вертолетов, — отмечает Михайличенко. — Так что выступление работников КумАПП — это не политическая, а хозяйственная практика. И основная вина здесь лежит на некачественном менеджменте».

Участник схода, ветеран КумАПП, депутат городского округа Виктор Беляев сравнивает качество менеджмента в кризисные 90-е годы с сегодняшним менеджментом. «В смутные тяжелые времена, без поддержки Москвы, руководство вертолетного завода делало все возможное, чтобы сохранить предприятие, работали с коллективом, и с народом находился общий язык, — вспоминает ветеран. — Сегодняшнее руководство не управляющие, а управляемые. Если произойдут сокращения, мы потеряем сборочное производство, это будет невосполнимая утрата».

Отмечается и необходимость политических решений. «Наряду с исправлением управленческих ошибок нужны и политические решения, — уверен житель Кумертау Виталий Луговой. — Производство вертолетов конструкторского бюро „Камов“ должно быть сохранено для России и в России».

Справка

Город Кумертау основан в 1953 году, площадь города- 170 кв. км, численность населения — 66, 5 тыс. человек. Самое крупное промышленное предприятие на территории городского округа — ОАО «КумАПП», входит в российский вертолетостроительный холдинг ОАО «Вертолеты России». Около 70% продукции, выпускаемой городом, производится в «КумАПП», сейчас там трудится каждый третий работающий горожанин. Из шести моногородов республики только Кумертау и Белебей вошли в список 75 российских городов, социально-экономическое положение которых правительство РФ считает «наиболее сложным».

По данным отчетов, КумАПП завершило 2014 год с чистым убытком более чем в 1 млрд рублей. Выручка сократилась более чем в 2 раза к уровню 2012 года — до 4,2 млрд рублей. Предприятие cпециализируется на производстве вертолетов соосной схемы разработки конструкторского бюро «Камов». КумАПП выпускает все типы вертолетов для военно-морского флота России, включая модификации Ка-27, Ка-29 и Ка-31. Помимо военных, предприятие выпускает гражданские вертолеты — новый многоцелевой вертолет Ка-32А11ВС, который разработан на основе поисково-спасательного Ка-27ПС, а также легкий вертолет Ка-226Т.