Центр «Народная экспертиза» ОНФ провёл мониторинг эффективности реализации государственной программы «Доступная среда» для инвалидов и маломобильных групп в регионах. Отмечается, что, несмотря на внушительные денежные вливания, реализация программы не принесла инвалидам ожидаемой помощи. О том, какие результаты отмечаются в Якутии, в интервью ИА REGNUM рассказал член региональной Общественной палаты, член ОНФ, секретарь общественной организации инвалидов «Движение без барьеров» РС(Я) Александр Прокопьев.

ИА REGNUM: Как работает госпрограмма в Якутии?

У нас в республике и, в частности, в городе Якутске для формирования доступной среды делается немало. Однако до действительно хороших результатов пока далеко. Существенное влияние на это оказывают, конечно, и климатические условия.

В нашем городе возводятся, наверное, самые длинные пандусы если не в мире, то в стране. Обусловлено это тем, что из-за вечной мерзлоты здания строят на сваях. Соответственно, очень высока стоимость этих пандусов, а из-за этого, в свою очередь, процесс создания доступности в здания замедлён.

Самое тяжелое положение, я считаю, с доступностью в жилые дома. Муниципалитет пытается решить проблему, точечно делая пандусы в здания, где живут люди с инвалидностью. Но такими темпами никогда не будет удовлетворена потребность в них. Количество людей, которые приобрели инвалидность из-за опорно-двигательного аппарата, во много раз больше количества возводимых пандусов. К тому же, такой принцип совершенно не дает доступности полностью: для человека просто выстраивается маршрут — ни шага влево или вправо.

ИА REGNUM: Что нужно сделать, чтобы дома стали доступными не избирательно, а повсеместно?

Для этого новые жилые здания должны быть построены на принципах универсального дизайна, а для этого нужны новые решения в области архитектуры. В этом году в рамках работы в Общероссийском Народном Фронте я озвучил этот вопрос в одном из заседаний. Строители, конечно, не проявляют энтузиазма, поскольку строят по старым нормативам. В результате в настоящее время людям с инвалидностью совершенно невозможно купить в нашем городе физически доступное жилье. А активно строящиеся дома 112-й серии вообще не выдерживают никакой критики в плане доступности. Но с 1 июля вводится в качестве обязательного свод правил №-59 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп граждан». Так или иначе, нужно искать решения для соблюдения новых норм, а вместе с теми и прав отдельных категорий наших земляков.

В нашем городе делается немало в плане создания безбарьерной среды. Но для того, чтобы усилить эффективность, необходимо учитывать в обязательном порядке доступность в новостроящиеся объекты. При этом нужно помнить, что наличие пандуса — это не единственный критерий доступности.

ИА REGNUM: Мониторинг ОНФ выявил недостаточно заметные показатели обеспеченности маломобильных людей адаптированным общественным транспортом в регионах. Как обстоят дела в Якутске?

Доступность транспорта — это еще один важный вопрос, который пока не работает в столице республики. На коммерческих внутригородских автобусных маршрутах имеется лишь один автобус, приспособленный для перевозки пассажиров на коляске, он ходит на маршруте №17. Частники готовы выкупить несколько десятков автобусов, надеюсь, этот вопрос вскоре исправится. Но, разумеется, появление таких автобусов должно быть в комплексе с доступностью самих остановок. К сожалению, пока не везде имеются удобные пути для того, чтобы на них беспрепятственно попасть.

ИА REGNUM: Какова доступность социальных учреждений, присутственных мест, объектов культуры и спорта?

Конечно, в первую очередь в Якутске начали строиться пандусы в учреждения здравоохранения и прочие места первой необходимости. Мне нравится пандус в Пенсионный фонд, неплох в городскую администрацию. При содействии одного помощника можно попасть на первые этажи Управления соцзащиты, Министерства труда, поликлиники №1. Реализовано отличное решение доступности в здание парламента Ил Тумэн.

Между тем, человек на коляске также имеет потребность приобретать себе какие-то вещи, а для этого ходить в магазины. И как любые другие люди хочет отдыхать в центрах досуга. В некоторых торговых центрах появляются элементы доступной среды — хорошие пандусы, широкие дверные проемы, лифты. Но до сих пор часто выходом из положения являются швеллеры. Надеюсь, лишь в качестве временной меры до лучших времен: передвижение по ним даже с помощью одного-двух людей совсем не безопасно.

Отметим, что по данным экспертизы ОНФ, на программу «Доступная среда» с 2011 года ежегодно выделяется порядка 30 млрд рублей. По итогам пятилетки (2011-2015 годы) общая сумма вливаний составит 168,4 млрд рублей. В Якутии, по официальным данным, общий объём затрат на реализацию программы по созданию доступной среды в период с 2013 по 2015 годы составляет 304,4 млн рублей, из которых 106 млн направлены из федерального бюджета, 198,4 млн — из регионального.