«Северные страны» — Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция продолжают активные работы в области обороны и политики безопасности в рамках т. н. «Северного оборонного сотрудничества» (Nordic Defence Cooperation — NORDEFCO). NORDEFCO был создан в ноябре 2009 года и является основой для формирующегося военного союза Скандинавских стран + Финляндии. Однако нынешний формат организации, состоящей из государств, находящихся в различных отношениях с ЕС и НАТО, потребовал различного уровня отношений в рамках самого NORDEFCO. Если Дания, Исландия и Норвегия являются членами НАТО, то Финляндия и Швеция — нет. Одновременно Исландия и Норвегия не состоят в ЕС. Развитию общего военного сотрудничества мешают и политические традиции отдельных стран. Так, в рамках NORDEFCO Швеция является крупнейшим государством с самой современной военной промышленностью и сильными вооруженными силами. Однако на протяжении двух веков после наполеоновских войн оборонная политика Швеции строилась на принципах нейтралитета. После вступления Швеции в ЕС стало очевидно, что традиционный шведский нейтралитет уходит в историю. Но его традиции воспрепятствовали Швеции вступить в НАТО. Что касается Финляндии, то в период с 1948 по 1992 год ее оборонная политика строилась на основе «особых отношений» с Советским Союзом. Ключевым положением Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндией 1948 года стало установление военной кооперации между двумя странами в случае «военной агрессии со стороны Германии или любого союзного с ней государства» (статья 1). После создания НАТО и вступления в него Западной Германии означенная статья однозначно трактовалась как направленная против Североатлантического альянса. В 1992 году действие договора 1948 года из-за краха СССР было прекращено. Практически это означало конец политики финляндизации в ее важнейшем аспекте условного или дружественного нейтралитета по отношению к России и оборонного сотрудничества Финляндии с Россией в случае военного нападения НАТО на Россию через территорию Финляндии.

Но, несмотря на то, что Финляндия в 1995 году вступила в ЕС, настойчивое сопротивление ее общественности не позволяет этой стране вступить в НАТО. Традиции финляндизации еще работают. Подобное обстоятельство и потребовало выстраивания в рамках NORDEFCO особых отношений между Швецией и Финляндией, с одной стороны, и Данией, Норвегией и Исландией, с другой. Возникшая конфигурация после выхода из нейтралитета и финала «финляндизации» ведет и к особому двустороннему сотрудничеству в рамках NORDEFCO между Финляндией и Швецией в политике обороны и безопасности.

В апреле 2014 года прошло очередное совещание министров обороны стран NORDEFCO в Тромсe в Норвегии. Министры обсудили проблему укрепление военного сотрудничества и затронули тему безопасности в Европе в свете кризиса на Украине. Крымский кризис отразился на перспективах северного оборонного сотрудничества. Он явно интенсифицировал его. Что касается Швеции и Финляндии, то они тут же заморозили свое военное сотрудничество с Россией.

Вслед за совещанием в Тромсе 6 мая 2014 года министры обороны Финляндии и Швеции Карл Хаглунд и Карин Энстрем договорились об общих условиях развития оборонного сотрудничества двух стран. Уже тогда стало ясно, что рекомендации, принятые в мае 2014 года, в случае их реализации будут иметь влияние на долгосрочное развитие вооруженных сил Швеции и Финляндии. Министры приняли план действий, который предусматривал работу по шести основным направлениям. Спектр вопросов военного сотрудничества Швеции и Финляндии простирается от логистики и материального обеспечения до того, как армии, авиации, флоту проводить больше совместных учений. Планом также предусматривалась необходимость исследования целесообразности создания совместных авиационных и морских подразделений двух стран. Возможности были изучены, и осенью 2014 года было принято решение подобные соединения создавать. Такие подразделения дадут Финляндии и Швеции возможность направлять войска с сопоставимым современным потенциалом для участия в операциях ЕС, ООН и НАТО по разрешению кризисных ситуаций в мире.

В октябре 2014 года был опубликован предварительный, а в начале февраля 2015 года — итоговый отчет об углублении военно-технического сотрудничества между Финляндией и Швецией в ближайшие годы. В подготовке итогового документа были заняты шесть двусторонних рабочих групп, по одной на каждое основное направление: ВМФ, ВВС, Сухопутные силы, Тыл, Связь и штабная деятельность. Итоговый отчет посвящен как краткосрочным, так и долгосрочным перспективам развития вооруженных сил Швеции и Финляндии в их тесном сотрудничестве.

В качестве долгосрочных целей военного сотрудничества между Финляндией и Швецией определено: большая безопасность в региональном контексте, более эффективное использование на оборону имеющихся ресурсов. Сотрудничество направлено на повышение функциональной совместимости вооруженных сил двух стран и придание им возможности действовать совместно как внутри Швеции и Финляндии, так и в регионе Скандинавии и на международной арене. Поэтому оборонное сотрудничества между Финляндией и Швецией строится как на двусторонней основе, так и в рамках существующих форматов NORDEFCO, ЕС, НАТО и ООН. Например, в ближайшем будущем можно ожидать создания шведско-финской боевой группы (Battle Group) в рамках вооруженных сил Евросоюза. Что касается НАТО, то смешанные финско-шведские подразделения будут проводить совместные маневры с подразделениями стран НАТО как в пределах Северного региона, так и за его рубежами. Означенное сотрудничество имеет целью создание совместных финско-шведских подразделений для выполнения всякого рода международных миссий ООН. При этом в отчете заявлено, что совместные подразделения Швеции и Финляндии во всех случаях будут действовать без объединения соответствующих родов войск вооруженных сил двух стран.

Всего программа совместного сотрудничества между вооруженными силами Финляндии и Швеции предполагает работу в шести областях: по родам войск — ВМФ, ВВС, Сухопутных войсках; тыловой деятельности (логистике), связи и штабном управлении.

Каждому роду войск двух стран была поставлена задача разработать концепцию, включая дорожную карту с целями и сроками мероприятий по ним.

Для военно-морского флота и военно-воздушных сил Швеции и Финляндии, помимо их давнего сотрудничества в области подготовки и совместного участия в военных учениях, в программе предусматривается возможность создания общей инфраструктуры базирования. Кроме того, планируется передача отдельных военных единиц — кораблей или самолетов в оперативное подчинение подразделений страны-партнера.

В области военно-морского флота в программе была представлена концепция шведско-финской военно-морской целевой группы (SFNTG), которая охватывает все сферы сотрудничества военно-морских флотов двух стран. Основной целью совместной шведско-финской военно-морской целевой группы станет проведение операций для защиты судоходства. Корабли двух флотов в рамках группы и вне ее могли бы использовать беспрепятственно для своего обслуживания финские или шведские военно-морские базы. Предполагается, что развитие военно-морских сил двух стран будет осуществляться на основании согласованных четырехлетних планов. Защита судоходства предполагает и борьбу с вражескими подводными лодками. Тренировки по борьбе с субмаринами будут включены в четырехлетний план сотрудничества в качестве составной части военно-морских учений.

В целях «укрепления доверия», изучения способов ведения дел и культуры предполагается обмен офицерами и унтер-офицерами между экипажами кораблей двух стран.

Целью развития финских и шведских военно-воздушных сил станет формирование «частично интегрированных ВВС». Двусторонним сотрудничеством предполагается охватить все функции ВВС, включая борьбу за завоевание господства в воздухе, поддержку сухопутных и морских операций и ПВО. Сотрудничество предполагает, как и в случае с ВМФ, совместное использование основных и передовых оперативных баз для быстрого развертывания сил. При этом ВВС двух стран будут обеспечены возможностями общего командования и контроля за проведением воздушных операций.

В качестве отдельной области деятельности ВВС программа предусматривает сотрудничество в области вертолетных операций. В частности, планируется, что небольшое совместное вертолетное подразделение в операции будет управляться одним национальным оператором, шведским или финским.

В сотрудничестве сухопутных сил армий двух стран в качестве главной цели поставлена задача создании основ для формирования комбинированных финско-шведских бригад. Подобные подразделения не будут существовать постоянно. Это означает, что по необходимости бригада формируется из отдельных национальных подразделений. Приказ о создании совместных бригад может быть получен для проведения операций кризисного регулирования или для целей национальной обороны.

Программа в качестве направления определяет совместную деятельность вооруженных сил двух стран для совершенствования логистики (тыла). В сфере логистики и закупок военной техники была поставлена задача провести общие технико-экономические исследования, касающиеся, например, проектирования новых надводных военных кораблей, развития совместного аутсорсинга и углубления двустороннего сотрудничества в обеспечении сферы услуг. Развитие сотрудничества между Финляндией и Швецией в сфере военной логистики связано с намерением оптимизировать использование ресурсов, осуществлять общие закупки, повышать оперативную совместимость и достигать способности к совместным действием для обеспечения тыла вооруженных сил как внутри двух стран, так и на международной арене. В сферу логистики включена и область военно-технического сотрудничества двух стран. Совместные разработки военной техники и кооперация двух стран при ее производстве призваны снизить затраты и избежать дублирования усилий по развитию. Доступ к лучшей военной технологии поможет свести до минимума разрыв в потенциалах военных предприятий и конструкторских бюро двух стран.

В плане рекомендуется проведение ежегодных встреч между должностными лицами, ответственными за обеспечение тыла и производство оружия.

Ключевым элементом для достижения успеха в военном сотрудничестве в области обороны двух стран, как было признано в итоговом отчете, является возможность обмена секретной информацией на всех уровнях — тактическом, оперативном и стратегическом. В настоящее время Финляндия и Швеция не обладают между собой безопасными линиями связи на стратегическом и политическом уровне, за исключением дипломатических курьеров. Программа военного сотрудничества двух стран предполагает эти линии создать на уровне самых современных возможностей по обмену секретной информацией. Безопасные и надежные коммуникации предполагается установить и использовать на всех уровнях взаимодействия: политическом, стратегическом и оперативном. Сеть безопасных коммуникаций наряду с оборудованием обмена информацией является ключевым фактором эффективного сотрудничества по всем направлениям и родам войск. В этой связи, указывалось в докладе, важно, чтобы правила секретного обмена информацией были определены, утверждены и реализованы до вхождения Швеции и Финляндии в «глубокое сотрудничество».

План предполагает тесное военное сотрудничество двух стран в области штабной деятельности для двустороннего планирования военных операций, определения необходимых сил, предварительной подготовки, управления и контроля операций, разработки планов снабжения и действий для операций в зоне кризисов. При необходимости совместное планирование можно будет осуществлять и на стратегическом уровне. Посредством штабной деятельности планируется существенно улучшить взаимодействие обеих армий, их оперативные возможности.

Ключевые области сотрудничества, разумеется, потребуют дополнительных инвестиций. Их следует определить и выделить правительствам двух стран. Кроме того, существенной проблемой для развития двустороннего сотрудничества между Финляндией и Швецией остается различие национальных систем комплектования вооруженных сил. Финская военная система основана на всеобщей воинской обязанности, а Швеция использует только профессиональные силы в своей армии. Различия в системах могут создавать проблемы в планах готовности.

Существуют и другие проблемы для развития двустороннего военного сотрудничества Швеции и Финляндии. Они определены. Проблемы связаны с различиями в законодательстве и нормативных актах двух стран. Необходимы согласованные действия для совершенствования означенной базы в целях углубления двустороннего сотрудничества.

В плане рекомендуется изучать дальнейшие возможности для углубления сотрудничества в рамках национальных исследовательских оборонных институтов. В рамках этих учреждений Швеция и Финляндия намереваются осуществлять научный анализ, в том числе развития системы европейской безопасности и российской военной политики. В 2015 году по итогам текущей работы планируется провести два совместных научно-исследовательских семинара, по одному в каждой стране.

* * *

Можно подытожить. Военное сотрудничество — не новость для Швеции и Финляндии. Обе страны имеют значительный период общей истории и общие позиции в политической и военной областях в регионе. Шведский язык является до сих пор государственным в Финляндии. Совместное военное сотрудничество Швеции и Финляндии опирается на традицию общей военной истории в рамках многовековой общей государственности до 1809 года и общего врага. Новейшая история также знала примеры шведско-финского военного и военно-политического сотрудничества, например, в Зимнюю войну 1940 года, когда шведы пришли на помощь финнам оружием и добровольцами. Потом во время Второй мировой войны Швеция успешно выступила посредником между СССР и Финляндией для достижения последней соглашения о перемирии на почетных условиях. Сейчас в Швеции и Финляндии полагают, что безопасность приобрела первоочередное значение в условиях усилившихся трений с Россией из-за наращивания ее военных возможностей и кризиса на Украине. Оборонные ведомства двух стран разработали программу тесного военного сотрудничества. Но при этом они официально подчеркивают, что подобного рода двустороннее сближение в области военного строительства все-таки не предполагает образования оборонного альянса между Швецией и Финляндией. Однако простой обзор планируемых мер свидетельствует об обратном. Военный союз двух стран без прямого соглашения, но на базе запланированного военного сотрудничества является фактом. Более того, программа военного сотрудничества предполагает еще и возможность встраивания будущих совместных подразделений Финляндии и Швеции в военную систему Европейского союза и участие их в совместных операциях с НАТО.