26 февраля народный депутат от блока Порошенко Николай Томенко внезапно заявил: «Если в системе принятия государственных решений ничего не изменится, мы обречены идти на досрочные парламентские выборы одновременно с местными выборами в октябре 2015 года». При этом он сослался на неэффективность работы государственных органов (Антимонопольного комитета, например), невозможность назначить ряд глав местных администраций (даже областных) из-за конфликта администрации президента и правительства. «Все это — ответственность и коалиции, и Верховной рады в целом». Информация о возможных перевыборах нынешней Рады появляется и из других источников. В частности, на днях об их возможности сказал авторитетный украинский социолог Евгений Копатько. Собственно, смысл высказывания Томенко понятен — конфликт Порошенко и группы Яценюка — Турчинова зашел в тупик, разрешить который можно только досрочными выборами, за которыми последует переформатирование правительства. Поводом же для перехода конфликта в «горячую» стадию стало рекордное падение гривны (правда, по состоянию на 2 марта украинская валюта несколько восстановила свое положение). Любопытно, что Яценюк, который ранее неоднократно угрожал возможностью своей отставки, в падении гривны оснований для политической ответственности не видит. США, вероятно, против такого развития событий не возражают. Безусловно, Яценюк их устраивает больше, чем Порошенко, но, с другой стороны, выборы лучше, чем переворот. С выборами, однако, связано множество вопросов.

Во-первых, как я вижу, на сегодня отсутствуют конституционные основания для роспуска Рады. Если, разумеется, не считать таковыми назначение последних выборов нелегитимным президентом, но это — фигура умолчания. Правда, как показывают прошлые выборы, придумать основания — не проблема. Наиболее очевидный путь — развал коалиции, который влечет за собой перевыборы. Выход из нее фракции блока Порошенко (150 депутатов) гарантированно разваливает существующую коалицию, сформировать же новую без депутатов «Оппозиционного блока» и группы «Экономическое развитие» (сотрудничество с которыми для «радикалов» невозможно) — нереально. Разумеется, вторые досрочные выборы после менее чем года работы новой Рады сильно подрывают авторитет украинского парламента. Но вряд ли это кого-то сильно беспокоит. Горит хата — гори и сарай…

Во-вторых, непонятно, по какому закону будут проходить выборы. Ранее украинские политики дружно настаивали на принятии нового закона по пропорциональной системе с открытыми списками. Однако, перед прошлыми выборами принять его не успели. До октября времени навалом, но… что-то подсказывает, что депутаты опять не найдут «оптимального» законопроекта. Причина самоочевидна — президент уже раз продемонстрировал, что он в состоянии компенсировать недостаток авторитета своей политической силы привлечением депутатов-мажоритарщиков. Зачем же, спрашивается, искать добро от добра? Разве что «голый казак» Гаврилюк предложит нечто, что поразит депутатские сердца. Но он из премьерской фракции «Народного фронта», так что позитивная реакция на его проект может наступить исключительно в силу крайнего изумления депутатов.

В-третьих, не очень понятно, почему, собственно, Порошенко уверен в победе своего блока. Нет, предпосылки-то для этого есть. Разрушение коалиции по инициативе блока Порошенко несет для него некоторые имиджевые риски, но не чрезмерные — ухудшение экономической ситуации видно невооруженным глазом, надо только назначить козла отпущения. Очевидная кандидатура — премьер. С Коломойским Порошенко договорился (http://stoyakin.org.ua/2015/02/zashhita-poroshenko/), а, значит, на контролируемых им территориях будет иметь место повторение прошлых выборов, когда результаты для кандидатов от блока Порошенко рисовались без особых претензий на правдоподобие. Собственно, вопрос исключительно в работе СМИ, а они украинским истеблишментом не контролируются (хотя он ими и владеет). В украинском медиапространстве резвятся американские службы психологической войны, и результат выборов будет зависеть от того, захотят ли США списывать Яценюка.

В-четвертых, весь украинский политический процесс может закончиться в любой момент — в результате дефолта (и сопровождающих его массовых беспорядков), военного переворота или провокации войны сторонниками премьера. В этой ситуации ждать до октября опасно — крах украинской государственности может произойти в любой момент.

Впрочем, помню байку, что, когда первый северовьетнамский выехал к президентскому дворцу в Сайгоне, там как раз собиралось на свое первое заседание правительство, сформированное после произошедшего накануне переворота…

P. S. Не так давно Комитет избирателей Украины (грантовая организация, основной профиль которой — оправдание фальсификаций в пользу «нужных» кандидатов и партий) спрогнозировал, что внеочередные выборы должны пройти в 2016 году — после реформы местного самоуправления (пресловутой «децентрализации») и вероятного введения двухпалатного парламента. Так что проведение выборов раз в год вполне можно закреплять в Конституции.