Несмотря на то, что схема выборов муниципальных глав в Красноярском крае уже изменена на конкурсную, этот вопрос до сих пор вызывает оживленные дискуссии среди депутатов, политологов и общественности. Даже непосредственно во время заседания VIII сессии краевого парламента принятие спорного законопроекта, внесенного губернатором, сопровождалось бурными полуторачасовыми дебатами.

Однако в итоге законопроект «О внесении изменений в статью 2 закона края „О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае“» был принят во втором чтении 35 голосами против 11. И теперь кандидатуру руководителя муниципалитета будет предлагать местным депутатам конкурсная комиссия.

«Толоконский (Виктор Толоконский — губернатор Красноярского края — прим. ИА REGNUM) вчера на сессии сказал, что потеряна управляемость территориями. Это абсолютная правда, управляемость потеряна на самом деле, но она потеряна в результате отсутствия нормальной внутренней политики. Это наследие Кузнецова (Лев Кузнецов — губернатор Красноярского края до мая 2014 года, в настоящее время министр РФ по делам Северного Кавказа — прим. ИА REGNUM). Но до этой ситуации довели те самые люди, которые отвечают за внутреннюю политику и которые сейчас предложили вариант конкурсных комиссий. И они же будут за это отвечать. И если они при той системе потеряли управляемость, то при этой они только усугубят ситуацию. Здесь изначально заложены конфликты, столкновение интересов и все прочее, что можно было бы разрешить при всенародных выборах. Это необдуманное решение, что в свое время обязательно скажется», — выразил свое мнение в беседе с корреспондентом ИА REGNUM красноярский политолог Сергей Комарицын.

По его словам, то, что Толоконский заверил депутатов, что право законодательной инициативы за органами местного самоуправления по изменению способа выбора главы сохраняется, это «лишь демагогия». «По нашему краевому уставу органы местного самоуправления имеют право законодательной инициативы. Но это настолько теоретически. И ни с какими законодательными инициативами теперь уже никакие органы местного самоуправления выходить не будут. Они попытались выйти сейчас, там, кажется, было около 20 муниципалитетов, но им все бумаги завернули в Заксобрании. Никакой альтернативы теперь нет. Несколько вариантов организации органов местного самоуправления предусмотрено сейчас федеральным законодательством. В Красноярском крае, на мой взгляд, выбрана самая плохая», — сказал Комарицын.

По мнению политолога, доцента СФУ Алексея Новикова, по сути в крае произошла отмена прямых выборов: «И это безусловно наносит ущерб всем механизмам, связанным с властью, а также включенности граждан в политические процессы. Мы заявляем одной из ценностей формирование гражданского общества, декларируем эту ценность и обсуждаем ее как значимую. Однако при этом происходит фактическое отстранение граждан от участия в выборах. Насчет низкой явки, как одного из аргументов изменения схемы выборов муниципальных глав. Ключевым является не то, что явка может быть низкой или высокой, а то, что а) есть выборная процедура; б) гражданин может в ней участвовать или не участвовать, это его личный выбор. Так что вопрос не в том, что явка была низкая — являться стало некуда», — сказал Новиков в интервью ИА REGNUM.

Как уже сообщало ранее ИА REGNUM, глав муниципалитетов в Красноярском крае будут выбирать по конкурсу. На втором заседании VIII сессии краевого парламента депутаты приняли во втором чтении 35 голосами против 11 внесенный губернатором законопроект. Документ был внесен в качестве срочного, и его необходимо было принять сразу в двух чтениях.

Напомним, 1 декабря 2014 года был принят закон «О некоторых вопросах организации органов местного самоуправления в Красноярском крае», в соответствии с которым глав муниципальных образований предлагалось избирать представительным органом из своего состава. Однако вскоре стало известно, что Госдума в третьем чтении приняла закон, в соответствии с которым появилась третья модель избрания глав МСУ — из числа прошедших конкурс на должность главы администрации.

Как объяснили в краевом парламенте, законопроект учитывает поправки федерального законодательства: «Предлагаемые губернатором изменения предусматривают несколько способов избрания глав — в зависимости от вида муниципального образования. Так, для МО численностью до 300 человек, в которых полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, глава поселения так же будет избираться на сходе. Для сельских поселений с численностью граждан не более 500 человек, обладающих избирательным правом, предусмотрено избрание главы на муниципальных выборах. Количество таких поселений в крае составляет 168, то есть одна треть от общего числа муниципальных образований в крае будет избирать глав на прямых выборах. Для остальных муниципальных образований предусмотрен как раз способ избрания главы, закрепленный в федеральном законе №8-ФЗ: глава МО избирается представительным органом из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В этом случае глава муниципального образования возглавляет и местную администрацию, вследствие чего автоматически ликвидируется так называемая двуглавая модель».

Депутаты высказывались как «за», так и «против» законопроекта. Как отметил Толоконский, такая срочность внесения закона была вызвана тем, что в этом году предстоит большая выборная кампания в большинстве муниципальных образований края. Также, по мнению губернатора, двуглавая модель «спровоцировала потерю качества управления». Он заверил депутатов, что право законодательной инициативы за органами местного самоуправления по изменению способа выбора главы сохраняется.