Ввоз-вывоз капитала, а также его отток-приток из одной страны в другую следует рассматривать как реальность, обеспечивающую развитие международных рынков товаров и капитала. Позиция Международного валютного фонда (МВФ) относительно такого перелива общеизвестна, свободное перемещение товаров и капитала в целом расценивается как положительное явление, способствующее развитию мирового экономического прогресса.

Другое дело, когда речь идёт об утечке или бегстве капитала (утечке с повышенной скоростью) из страны. В этом случае национальное сальдо притока и оттока капитала почти всегда отрицательно. Причем, если негативная тенденция нарастает, страна лишается важных для собственного развития инвестиционных ресурсов. В этом случае как легальный, так и, особенно, нелегальный экспорт капитала, долларизация сбережений становятся факторами, сдерживающими экономический рост и провоцирующими экономический кризис в стране.

На сегодняшний день одной из основных проблем в России остается вывоз капитала. С начала мирового финансово-экономического кризиса 2007 года в стране наблюдается тенденция чистого вывоза капитала частным сектором.

Главным образом бегство капитала обуславливается тем, что Россия превратилась в страну неоколониального типа, т.е. страну, из которой выкачивают не только сырьё, в первую очередь нефть и газ, но и финансовые ресурсы.

Инструменты борьбы с вывозом капитала в зарубежных странах хорошо известны: эффективная организация валютного контроля и валютного регулирования. Следует выделить две страны, сумевшие достичь значительного успеха в области организации действенных систем валютного регулирования и контроля — Индию и Китай. Эти страны смогли противостоять «давлению» по вопросам ускорения процесса либерализации и отмены валютных ограничений со стороны МВФ. Отличительной чертой осуществления процесса либерализации валютной политики Китая и Индии является постепенный и осторожный подход, включающий тщательную подготовку и определение этапов реформирования, оценки и анализа их последовательности для всей экономики страны.

Китай развивает стратегию валютного режима, исходя из особенностей своего экономического роста, придерживаясь принципа последовательных, синхронных реформ с банковским сектором, фондовым рынком, ипотечным кредитованием, рынком недвижимости. В отличие от других стран, власти Китая не спешат либерализовывать свой валютный курс, учитывая, что резкая либерализация счёта движения капитала губительна для финансовой системы, которая ещё не готова к этому. Китай последовательно проводит политику по либерализации своего валютного режима более 30 лет. Монетарные регуляторы шаг за шагом «прощупывают» ходы, реализовывают пилотные проекты, которые, по их мнению, могут гармонично встроиться в текущую экономическую систему, приоткрывая каналы ввоза и вывоза капитала, но при этом не провоцируя резкий приток или отток.

В Индии в последние десятилетия либерализация экономики осуществлялась в соответствии с единым первоначальным планом ее реализации, согласно которому полная конвертируемость по счету движения капитала (FCAC) воспринималась как средство для использования потенциала экономики в максимально возможной степени при наименьших затратах. При этом огромное внимание на каждом этапе реформирования процесса либерализации в Индии уделялось изучению вопросов развития либерализации экономики и причинам возникновения финансово-валютных кризисов в зарубежных странах.

В России на протяжении долгих лет и в сегодняшней сложной экономической ситуации «либеральная оппозиция» настаивает на валютной либерализации. Такой же позиции придерживается руководство Министерства финансов Российской Федерации. Последствия такой политики — всё возрастающий поток капитала за рубеж — абсолютно разрушительны для России. И это при том, что мировой опыт говорит о том, что бороться с этим злом можно и нужно. Было бы желание и умение.