Министр иностранных дел Латвии Эдгар РинкевичЕдинство») дал интервью изданию «Телеграф», в ходе которого прокомментировал разные нюансы мировой политики. Особое внимание в разговоре было уделено ситуации на Украине.

«Думаю, что мы находимся в начальной стадии урегулирования конфликта, которая приведет в конце концов к стабилизации ситуации на Украине. Мы считаем, что Минские договоренности — это единственный путь к миру, но, конечно, все стороны, включая Россию, должны, безусловно, выполнять все пункты этого соглашения. Предстоит также кропотливая работа по вопросам конституционной реформы Украины, децентрализации, особого статуса некоторых районов Донецкой и Луганской областей Украины, амнистии, по вопросам экономического характера», — подчеркнул Ринкевич.

Отвечая на вопрос, почему из Минских соглашений выпал вопрос Крыма, министр иностранных дел Латвии сказал: «Крым остается в повестке дня. Министры иностранных дел стран ЕС неоднократно делали заявления и принимали конкретные решения по непризнанию аннексии Крыма. Это и запрет для европейских компаний делать инвестиции в Крыму, поддерживать другие экономические связи с полуостровом. Мы также выдаем жителям Крыма визы в ЕС не в посольствах в России, а только в наших дипломатических представительствах на территории Украины. Но, конечно, первоочередная задача Минских соглашений — это урегулирование ситуации на востоке Украины».

По мнению министра, Россия является одной из сторон конфликта в Донбассе, и это было подчеркнуто в ходе переговоров в Минске: «Есть совместная декларация глав Украины, Франции, Германии и России, в которой они дают гарантии выполнения соглашения. Кроме того, Минские соглашения со стороны России подписал посол РФ на Украине. В договоре есть также пункты, по которым Россия фактически признает то, что является участником конфликта. Это упомянуто там, где говорится о выводе иностранных войск и отводе тяжелых вооружений, в том числе реактивных систем залпового огня „Торнадо-С“. Конкретно эта система находится на вооружении только Российской армии, и ее нельзя нигде купить».

«Экономическая ситуация на Украине сложилась тяжелая, и главная задача руководства страны сейчас — остановить кровопролитие. Поэтому я думаю, что да, Украина пошла на довольно большие уступки, и это решение ей далось нелегко. Если этот мирный процесс провалится, то можно будет говорить об очень серьезной эскалации конфликта на востоке Украины. В этом случае и США, и ряд стран ЕС могут пересмотреть свою позицию в отношении предоставления Украине военной помощи, что только приведет к усилению конфликта и его распространению, после чего последуют новые санкции, в том числе секторальные. Лучшей альтернативы, в том числе для России, чем сесть за стол переговоров, не было. Худой мир лучше доброй войны — в Минске для многих это было очевидно», — отметил он.

Эдгар Ринкевич отрицательно ответил на вопрос, готова ли Латвия предоставить оружие Украине: «Предоставление военной помощи кому-либо — этот вопрос не принимается ни на уровне ЕС, ни на уровне НАТО. Это могут делать отдельные страны, эта тема находится в национальной компетенции. Мы полагаем, что сейчас более важным является оказание экономической и финансовой помощи Украине. Речь идет о десятках миллиардов евро, о реформах и реструктуризации экономики страны. Кроме того, у нас нет такой возможности: у нас нет такого оружия, которое требуется Украине».

На просьбу оценить по десятибалльной шкале угрозу Латвии со стороны России министр ответил: «Я был бы плохим министром иностранных дел, если бы начал оценивать что-то в каких-то баллах. Да, самолеты летают — интенсивность полетов российских военных самолетов за последние годы увеличилась в десятки раз, и в сотни, если сравнивать с 2004-2005 годами, со временем, когда мы вступили в ЕС и НАТО. Признаки того, что происходит демонстрация мускулов, они есть. Но прямой российской военной угрозы нет. Статья 5 Вашингтонского договора работает».

«Однако, если ситуация на востоке Украины не будет стабилизирована, Минские соглашения не будут выполнены, то следующий виток эскалации конфликта может привести к полномасштабной войне на востоке Украины и, возможно, в других регионах страны. Последствия этого можем почувствовать и мы — если не в военном плане, то в виде беженцев. Сейчас мы видим, что такого сознательного отказа России от нормальных отношений с западными странами не было со времен смерти Сталина. И Хрущев, и Брежнев, и другие советские лидеры ездили на Запад, о чем-то договаривались, несмотря даже на холодную войну. При этом российское общество, и даже часть латвийского, зомбируется, убеждается в том, что главный враг — Запад, что он хочет Россию захватить и поработить, сместить президента Путина. Так что информационная война уже идет, и идет очень жестко», — заявил министр.

«Мы не говорим о смене власти в России. Однако говорить, что мы можем чувствовать себя абсолютно спокойно, нельзя. Особенно после того, как Россия так грубо нарушила нормы международного права, аннексировав Крым и ведя, по сути, прямые военные действия на востоке Украины. Существуют также концепции „зеленых человечков“ и Русского мира, которые предполагают защиту всеми средствами не только граждан России или русских, а всех, кто себя считает частью Русского мира, кто говорит на русском языке, интересуется русской культурой. Пугать людей бомбоубежищами не стоит, но люди должны знать, что мы живем уже в другом мире. Надо больше заботиться о своей внутренней и внешней безопасности», — подчеркнул Ринкевич.