В Новосибирской области под руководством губернатора Владимира Городецкого прошло совещание в закрытом не только для СМИ, но и многих сотрудников администрации режиме. На нём обсуждали возможность изменения порядка выборов глав муниципалитета в пользу так называемой третьей модели. Согласно действующему федеральному законодательству, регионы имеют право выбирать один из трёх вариантов формирования местной власти: прямые выборы, выборы главы из состава депутатов, назначение мэра конкурсной комиссией.

«Последний вариант — это последовательное наступление на принцип демократического избрания местной власти. И этот принцип внедряется в жизнь не по инициативе Городецкого, а по инициативе Кремля. Он проводится в течение последних 15 лет. И я склонен полагать, ещё далеко до заключительной фазы. Это даже нельзя назвать „управляемой демократией“, тем термином, который обычно применяли для всех предшествующих подобных нововведений в избирательном законодательстве. Последствия этого — негативные. Отчуждение между местной властью и населением будет нарастать, что не будет гармонизировать общественную жизнь, а как раз наоборот, будет делать её более напряжённой и повысит градус взаимной раздражённости и озлобления», — сказал ИА REGNUM новосибирский политолог Яков Савченко.

По словам политолога, долгосрочные результаты этой политики также будут плачевными. Помимо нарушений принципа прямых выборов при равном избирательном праве, рушатся ещё и те немногие традиции, которые установились за последние несколько десятилетий. Поэтому ничего хорошего ни для Новосибирской области, ни для страны в целом эксперт не видит.

Заместитель декана факультета политики и международных отношений Сибирского института управления Александр Барсуков считает, если есть возможность избежать «назначенческой» модели, лучше это сделать. Всё-таки избранный мэр — человек, который пользуется доверием. «При выборе „третьей модели“ необходимо учитывать как минимум два фактора. Первый — система взаимоотношений между будущим мэром административного центра и главой субъекта Федерации. В ранние периоды, в 90-е и 2000-е, были случаи, когда руководители административных центров конфликтовали или имели кардинально противоположное видение развития ситуации экономической, политической. Во-вторых, отмена выборности и переход к модели назначения сити-менеджеров, в том числе и в муниципалитетах, это ещё и некое сужение демократических возможностей с точки зрения формирования и поддержания среды политического участия со стороны населения. Я думаю, стоит задуматься и посмотреть на опыт других сибирских регионов. На сегодняшний день ситуация непростая. Необходимо понимать, насколько модель назначения будет соответствовать тем задачам, которые стоят перед руководством. Посмотреть степень электоральной поляризации в районах и муниципалитетах области», — пояснил свою позицию ИА REGNUM Барсуков.

Аналогичная реформа уже проведена в Красноярском крае. По предложению губернатора края Виктора Толоконского Заксобрание региона отменило прямые выборы мэра краевого центра, но до сих пор этот вопрос вызывает оживлённые дискуссии среди депутатов, политологов и общественности.

В Законодательном собрании Новосибирской области ИА REGNUM сообщили, что в ближайшее время депутатам придётся в очередной раз заняться поправками в областной закон о выборах глав муниципальных образований. «Задачу депутатам поставил вступающий в силу 7 марта федеральный закон от 3 февраля 2015 года №8. Федеральным законом установлен новый способ замещения должности главы муниципального образования — избрание представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса», — сказали в Заксобрании.

Председатель комитета Заксобрания по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению, член фракции «Единая Россия» Юрий Шпаков говорит, что для работы над поправками в областной закон уже созданы рабочие группы. Шпаков считает, что третий способ замещения глав муниципальных образований в большей степени мог бы распространиться на глав сельских поселений. «Несмотря на то, что местное самоуправление уже не первый год существует как самостоятельная ветвь власти на местах, количество сложностей, которые сопровождают их полномочия, не уменьшается. Помимо проблем финансирования — а бюджеты подавляющего большинства муниципальных образований имеют дотационный характер, остро стоят проблемы взаимоотношений между уровнями местного самоуправления, укомплектования местных органов власти профессиональными кадрами. На должность главы поселения не так просто подыскать кандидата профессионально подготовленного, умеющего организовать работу и просто человека, который бы хотел работать. Не исключаю, что этот комплекс проблем подвёл федерального законодателя к возможности выбора глав муниципальных образований по ещё одному варианту, который бы обеспечил большую связь между уровнями местного самоуправления. Думаю, что вариант замещения должностей глав сельских поселений из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией, будет обсуждаться в качестве более широкого, если не всеобщего применения новой модели», — считает депутат.

Первый заместитель председателя Заксобрания Новосибирской области Сергей Титков уверен, что основным способом формирования местных органов власти останутся прямые выборы как наиболее демократичная форма избрания. Однако вице-спикер ничего не имеет и против третьего варианта замещения должностей глав муниципальных образований. «Хочу напомнить 90-е годы, когда по похожему принципу избирались главы районов: глава администрации области назначал кандидатуру и выносил её на согласование в районный совет. Не все тогда были избраны. Был ряд глав, которые исполняли обязанности до тех пор, пока их кандидатуры согласовал районный совет. Моё мнение и мнение большинства: оптимально — прямые выборы. Лучше ещё никто и никогда не придумал», — высказал свою позицию Сергей Титков.

Пока же в Новосибирской области решили создать рабочую группу, которая подготовит проект изменения законодательства, а затем проведёт его через региональный парламент. Однако поправки в областной закон, скорее всего, будут приняты на апрельской сессии: по закону порядок выборов органов местного самоуправления должен быть определён не позднее чем за 80 дней и не ранее чем за 90 дней до назначенной даты выборов.