27 февраля — 5 марта 2015 года

На протяжении прошедших семи дней в зоне конфликта в Донбассе в рамках принятых мирных соглашений «Минск-2» осуществлялся согласованный отвод тяжёлых вооружений. Несмотря на взаимные обвинения сторон в «частичности» и «непоследовательности» данного процесса, можно констатировать, что значительная часть тяжёлых вооружений, ствольной и реактивной артиллерии была отведена ВСН и ВСУ за оговоренные линии согласно «Минску-2», а интенсивность гражданской войны значительно снизилась.

По состоянию на 5 марта боевая активность местного значения наблюдается лишь в некоторых «болевых» точках фронта, где продолжают происходить локальные и нерегулярные боестолкновения. На сегодняшний день такие инциденты зарегистрированы в районе донецкого аэропорта, Горловки, в районе горловины и тела бывшего Дебальцевского котла, в районе «Бахмутской» трассы, а также на мариупольском направлении в районе села Широкино.

Так, на мариупольском направлении на сегодняшний день, несмотря на весьма напряженную обстановку, наблюдается относительное затишье. Однако всего лишь несколько дней тому назад в районе поселка Широкино завершились высокоинтенсивные бои, в ходе которых оттеснённая из Широкино украинская БТГ передислоцировалась в район пригородов Мариуполя.

В районе донецкого аэропорта и прилегающих населенных пунктов по сегодняшний день периодически возникают бои с применением ствольной артиллерии, САУ и тяжелых минометов, при этом украинскими силовиками предпринимаются попытки оттеснения подразделений ВСН с занимаемых ими позиций. Кроме этого, по прилегающим к аэропорту западным и северо-западным районам Донецка диверсионными группами ВСУ производятся минометные обстрелы. От провокационных действий украинской армии также продолжают страдать и жители Горловки, по которой, хоть и с намного меньшей интенсивностью, но все же продолжают наноситься артиллерийские и минометные удары, а в её пригородах, таких как Майорск и Шумы, продолжаются локальные стрелковые бои.

В связи с повышенной активностью диверсионных и патрульных групп обеих сторон конфликта, имеют место регулярные локальные бои между ними по всей линии соприкосновения войск ВСН и ВСУ от Логвиново до Бахмутки. Бои наиболее часто возникают в районе горловины ликвидированного Дебальцевского котла, а именно у населенных пунктов Луганское, Светлодарское, Лозовое и Логвиново. Кроме этого, в последние дни возросло напряжение и на бахмутском направлении, что связано со взятием украинскими силовиками высоты «175,9», а также с возобновившимися атаками на «номерные» блокпосты №29 и 31. На остальной линии фронта, вплоть до Станицы Луганской, наблюдаются вялотекущие взаимные минометные обстрелы, которые производят подразделения украинских силовиков из района Счастья и Станицы Луганской.

Что касаемо территории Дебальцево, то в районе ликвидированного котла иногда возникают боестолкновения с остатками группировок украинских силовиков, но эти бои являются формальными и происходят в рамках зачистки, которая будет продолжаться ещё около одной недели.

Однако, несмотря на вышеперечисленное, обе стороны конфликта, и в основном ВСУ, сегодня лишь «прощупывают» оборону противника на угрожаемых направлениях и пытаются локально улучшить свои позиции в «серой», нейтральной зоне. Кроме того, перед ВСН стоит насущная задача зачистки остатков украинских войск в ликвидированном Дебальцевском котле, разминирования территории и инфраструктурных объектов, а также приведения в порядок самой инфраструктуры, и в первую очередь — транспортной.

Введение в строй железнодорожного узла в Дебальцево, который «клином» запирал всю логистику группировки ВСН, позволит армии Новороссии в будущем свободно осуществлять всё снабжение войск по железной дороге, уйдя от непроизводительного и неэффективного снабжения войск автотранспортом.

Согласно сведённым данным, можно уже оценить приблизительное количество сохранных или подлежащих восстановлению трофеев ВСН по результатам зимней кампании. Бронетехники — около 80 танков, более сотни БМП и БТР различных модификаций; артиллерии — не менее 50 артиллерийских систем крупного калибра (122 и 152 мм), около 15 РСЗО «Град», а также примерно 500 тонн артиллерийских боеприпасов; кроме тяжелого вооружения армиям народных республик также досталось огромное количество стрелкового оружия, миномётов калибра 82 и 120 мм, ручных гранатометов различных модификаций, приборов ночного видения, раций цифровой связи, бронежилетов и другого военного оборудования.

Потеря всего перечисленного, а также весьма значительные потери убитыми, тяжелоранеными и пленными и определяет для ВСУ остановку их боевой активности. С другой стороны, ВСН, понеся не менее значительные относительные потери в живой силе, тоже вынуждены перейти к обороне.

К сожалению, миссия ОБСЕ, несмотря на значительное время пребывания в зоне конфликта, так и не смогла организовать эффективный контроль за действиями сторон, что, в общем-то, превратило миротворческую миссию в фикцию и порождает исключительную безнаказанность и полную неуправляемость в действиях сторон конфликта. Ни количественный, ни качественный состав текущей миссии ОБСЕ не соответствует масштабам и интенсивности конфликта и, кроме того, совершенно неадекватен существующей территории театра военных действий. В результате чего «режим тишины» нарушается как одной, так и другой стороной, что, исходя из прошлого опыта, вероятнее всего приведет к дальнейшей эскалации противостояния.

Осуществление политической части Минских договоренностей при текущей ситуации в киевских элитах невозможно, а военная часть соблюдается иллюзорно и вынужденно. Образовавшееся в результате «Минска-2» затишье, как уже было сказано, используется сторонами скорее для восстановления своих сил, нежели приводит к окончательному прекращению огня на востоке Украины.

Об этом сценарии свидетельствует масса фактов. Так, политическое руководство Украины и лично президент Порошенко предпринимают титанические усилия по поиску наличных на мировом рынке и доступных для Украины в её нынешнем тяжёлом финансовом состоянии вооружений. В основном речь, конечно, идёт об устаревших и списываемых системах вооружений, однако этого вполне достаточно для продолжения войны в Донбассе, учитывая весьма низкий уровень технической обеспеченности ВСН и ВСУ. Кроме того, уже объявлено, что Великобритания, Канада и США отправляют на Украину своих инструкторов для обучения украинских солдат. Согласно заявлению МИД России, 300 инструкторов из США уже прибыли во Львовскую область. Эти действия направлены скорее на эскалацию конфликта, нежели на его мирное разрешение.

Как и во время прошлого, сентябрьского, перемирия остановка боевых действий на фронте сразу же обостряет ситуацию в тылу у каждой из сторон. И ряд событий прошлой недели напрямую свидетельствуют об этом. В тылу ВСН, как и во время прошлого перемирия, снова обострились центробежные процессы — центральное правительство ЛНР продолжило попытки «приведения к единому командованию» казачьих формирований, что тут же вылилось в очередную перестрелку в городе Красный Луч. К сожалению, гражданское строительство в ДНР, и особенно в ЛНР, по-прежнему отстаёт от темпов создания армии, что всё более и более делает ВСН зависимыми от внешних по отношению к донецким республикам источникам помощи. Кроме того, слабая государственность ДНР и ЛНР уже отразилась на том, что мобилизация в республиках оказалась фактически проваленной.

Не лучше обстоят дела и у ВСУ. Мотивация украинских солдат чётко характеризуется количеством уголовных дел — на сегодня по статье «Дезертирство» и связанным с нею статьям уже проходят более 17 000 солдат и офицеров, что эквивалентно четырём бригадам полного состава.

Переходя к прогнозной части, надо отметить, что в районе дислокации подразделений ВСУ не прекращается наращивание количества боевой техники и боеприпасов. Такое увеличение концентрации военной техники и личного состава Вооруженных сил Украины наблюдается в районе Волновахи, откуда в последующем можно ожидать рассекающий удар вплоть до границ с Российской Федерацией, для отсечения южного фронта ДНР от основных сил. Аналогичное наращивание численности группировки украинских войск, сопровождающееся укреплением своих позиций, производится в районе между населёнными пунктами Светлодарск и Артемовск. Однако эта концентрация сил осуществляется скорее в рамках усиления обороны подступов к Артёмовску, а также, предположительно, для осуществления военных операций, отвлекающих группировку ВСН от обороны более приоритетных для ВСУ направлений.

Со стороны ВСН единственным направлением подготовительной активности пока является мариупольское — как в рамках парирования удара ВСУ из района Волновахи, так и в рамках возможного охвата Мариуполя. Текущий позиционный фронт по реке Миус — последняя зацепка обеих сторон на южном направлении, что и определяет концентрацию их усилий на создание собственных наступательных угроз — и парирование угроз наступательного характера со стороны противника. Однако быстрая эскалация боевых действий в Донбассе пока представляется маловероятной — обе стороны пока слишком измотаны зимней кампанией.