Экс-команданте полиции Боливии Нина Оскар Фернандес задержан по подозрению в незаконном обогащении. Ему инкриминируют участие в «крышевании» наркодельцов. Нина Оскар Фернандес служил в национальной полиции Боливии в 2010 — 2011 годах. Его увольнение из органов правопорядка совпало в 2011 году с арестом известного боливийского наркобарона Рене Санабрия, который был затем осужден на 15 лет. Министр внутренних дел Боливии Уго Молдис заявил, что серьезные подозрения в отношении Хен Оскара Нина были уже много лет, сообщает BBC.

Сын бывшего высокопоставленного полицейского Оскар Нина Хавьер Моралес также задержан. Жена и дочь экс-команданте, находящиеся на действительной службе в полиции, которым тоже предъявлены обвинения должны заплатить залог в сумме 20 тысяч боливаров каждая, дабы избежать домашнего ареста, комментирует издание Bolivia en tus Manos.

Боливия является страной традиционного выращивания коки, из которой наркодельцы изготовляют кокаин и крэк-кокаин. По производству кокаина Боливия находится на третьем месте в мире. Кроме этого, территория Боливии входит в т.н. «кокаиновый маршрут» — транзитный путь этого наркотика, называемого иногда «белой смертью» из Южной Америки в Европу.

Отношение к производству коки — тема весьма не однозначная. Особенно в Боливии, Колумбии и Перу. Необходимо отметить, что производство коки не только традиционно, но и жизненно важно для коренного населения Боливии. Это — важнейшая составляющая культуры южноамериканских народов, живующих в горных условиях. Кока используется местным население как истимулирующее средство при трудных переходах, спасает их от недоедания, помогает преодолевать горную болезнь. У коренного населения андских стран издавна известны рецепты коки, позволяющие лечить онкологические заболевания. Однако, с приходом европейецв, особенно в первые годы двадцатого века производное от коки — кокаин предстал в ином обличии.

Как пишет известный исследователь андских стран Мигель Паласио, «кокаин стал известен как наркотическое вещество, употребление которого неизменно влечет за собой возникновение непреодолимой зависимости и тяжелые нарушения функций организма. Кокаин занял свое, особое место в ряду бед и трагедий, принесенных человечеству ХХ столетием. Не успела „белая смерть“ заявить о себе, как во многих странах Европы и Америки ее объявили вредной для здоровья и запретили. Но эти запреты и робкие попытки бороться с культивированием и трафиком андской травки ни к чему не привели. Кокаин живет собственной жизнью, стремясь подчинить своей власти как можно больше человеческих тел и душ… Рядом с плантациями коки располагаются лаборатории по первичной обработке листьев, принадлежащие наркогруппировкам. Более половины кокаиновой пасты перерабатывают в рафинированный продукт высокой очистки. Значительная часть расходуется на изготовление крэка — гранулированной производной кокаина низкой степени очистки, смешанной с табаком и другим растительным материалом. Небольшую часть пасты тратят на басуко — тоже смесь с табаком или другими растительными компонентами, из которой делают сигареты „питильос“. В США 1 кг кокаина чистотой 65% стоит 200 тысяч долларов, а 1 кг крэка — 70 тысяч долларов».

30 лет назад конгресс Индейского регионального совета колумбийского департамента Каука постановил: «Следует сохранить коку в качестве одной из индейских сельскохозяйственных культур, учитывая ее полезность для медицины, как средство, облегчающее тяжесть труда, восстанавливающее силы и т.д. Необходимо, однако, прекратить торговлю этим товаром с белыми — коку надо уважать, а они способствуют тому, что эта культура применяется совершенно не соответствующим ей образом». Но наивное требование индейцев, обращенное к мощной кокаиновой наркомафии, осталось без ответа.

Президент Боливии Эво Моралес постоянно подчеркивает, в том числе, выступая на международных форумах, что сама по себе кока — это не наркотик, а традиционная культура местного населения. Однако даже дружественная Боливии Россия на официальном уровне настороженно относится к этому тезису, исходя из принципа «где кока — там и кокаин». Как сообщает Euronews, два дня назад в Боливии полиция опять изъяла очередную партию сырья для «белой смерти» — 27 тонн измельченных листьев коки, предназначенных для отправки в Ливан и производства кокаина. Об этом сообщил в понедельник замминистра по социальной защите, отвечающий за борьбу с наркотиками, Фелипе Касарес. При этом листья коки пытались выдать за парагвайский чай мате. Если бы вывоз сырья для производства кокаина не был пресечен, то выручка наркоторговцев от этой сделки составила бы 90 млн долларов.