Негодование национал-радикального латвийского политика Яниса Иесалниекса (VL-ТБ/ДННЛ) вызвало известие, что представители Национальных вооруженных сил (НВС) Латвии проведут 8 марта праздничный концерт для женщин «Тебе, единственной».

«На этот раз вы переступили черту. 8 марта — это традиция только постсоветских стран и социалистических партий»,- написал Иесалниекс в своем «твиттере». В ответ на напоминание военных о том, что 8 марта в Латвии признан официальным праздничным днем, Иесалниекс пришел к выводу, что «в случае прихода к власти в стране прокремлевских сил, НВС отвернутся от нынешних идеалов».

Нацрадикал опубликовал список дат и поступков, которые, по его мнению, «способствуют разложению общества» «Восьмого марта, православное Рождество, „Динамо“, виды на жительство, „Новая волна“… Все это постепенно засасывает нас обратно в российскую сферу влияния»,- написал политик. "Для покорения какого-либо народа не нужны танки. Достаточно лишь букета цветов в неправильный день и полной уверенности в том, что это «наш праздник», — считает политик. В ответ представители НВС посоветовали Иесалниексу обратиться к врачам.

Отметим, согласно статистике, 8 марта отмечает почти половина жителей Латвии. В этот день в цветочных магазинах выстраиваются длинные очереди, резко растет спрос на сладости, игристые вина и цветы. Хотя было время, когда Международный женский день был вычеркнут из числа официально отмечаемых латвийских праздников и предан анафеме — как «наследие оккупации». В течение многих лет оппозиционные фракции в Сейме долго и упорно пытались «легализовать» 8 марта на государственном уровне. И, наконец, после долгой борьбы большинство капитулировало — 26 апреля 2007 года Сейм большинством голосов принял поправку к закону «О праздничных, памятных и отмечаемых днях». Согласно ей, 8 марта стал в Латвии официально отмечаемым днем. То есть, государство признало, что «женская дата» является всенародным праздником. В этот день улицы латвийских городов соответствующим образом украшаются.

В 2012 году накануне 8 марта в республике провели социологический опрос. Как показали его результаты, у 46% жителей Латвии эта дата ассоциируется, в первую очередь, с преподнесением цветов женщинам. В свою очередь, 23% опрошенных считают, что 8 марта должно снова стать выходным днем. Для 11% опрошенных эта дата — всего лишь обычный день, для 10% — праздник советской эпохи, и лишь 5% воспринимают его в изначальном смысле — как день борьбы за права женщин. Более того, есть даже мнение, что именно 8 марта могло бы послужить реальным сплачивающим фактором в раздираемом противоречиями государстве. Об этом заявил по телевидению известный политолог Филипп Раевский: «Может быть, 8 марта надо сделать выходным днем, это объединит общество. Я считаю, что это было бы очень хорошо». По словам политолога, такой вариант понравился бы как русскоязычной, так и латышской части населения: «Вы мне покажите женщин, которые не поддерживают, чтобы им дарили цветы и поздравляли».

Отметим также, что представители Национального блока VL-ТБ/ДННЛ уже не в первый раз выступают против празднования в Латвии 8 марта.