Вполне очевидно, что всплеск публикаций на пророссйискую тему на этой неделе был связан с убийством Бориса Немцова. «Убит враг Путина», «убит исторический оппозиционер Путина», «Немцов, Политковская, Березовский — все подозрительные смерти эпохи Путина» — запестрели многочисленные заголовки. Немцова назвали «золотым мальчиком» эпохи Ельцина (Firstonline) и сошлись на версии, что убийство носит политический характер.

Все статьи по содержанию были похожи друг на друга и строились на трех фразах, как на трех китах: «Кремль», «Путин», «оппозиционер».

Издание Ilfattoquotidiano даже опубликовало некое философское размышление на тему роли политического лидера в России. «В российском обществе лидер является максимальным или даже единственным эффективным политическим институтом, он сам становится вектором движения общества. В России власть представляет Путин. Путин хочет быть тем, кто стабилизирует и модернизирует систему, которая не может быть ни стабилизирована, ни модернизирована. Перед ним Горбачев и Ельцин уже пытались реформировать систему, которая не может быть реформирована. Первый срок президентства Владимира Путина заставил поверить, что бюрократический авторитаризм был вполне способен (при определенных условиях) обеспечить стабильность и даже обновить себя. Но нынешний президент России выбрал „вертикальное президентство“, т.е. централизованную форму правления, основанную на подчинении и покорности, и этот выбор демонстрирует полное отсутствие демократии».

Что и говорить, что отличных точек зрения прозвучало очень мало. Одна из них принадлежит Джульетто Кьеза: «Нормальный здравый смысл говорит, что Владимир Путин был целью этой атаки, вместе с Россией, которой он управляет на этом опасном этапе. И, будучи целью, крайне маловероятно, что он еще и автор или вдохновитель».

Реакцию западных СМИ Кьеза называет «волной обвинений». Анджело Панебьянко в редакционной статье в Corriere della Sera пошел так далеко, чтобы сравнил Путина с Муссолини, а убийство Бориса Немцова с убийством Маттеотти. «Очевидно, что Панебьянко уже завершил расследование, правда, неизвестно, на основании каких элементов. Конечно, не с помощью здравого смысла», — комментирует Кьеза.

«Путин не может быть тем человеком, который инсценировал это убийство, Немцов действительно был одним из самых ярых критиков политики Путина на Украине, но его протесты были не в состоянии подорвать популярность президента. Кроме того, все последние исследования показали, что 86% голосов поддерживают президента, Путин может чувствовать себя комфортно. Для этих умозаключений достаточно здравого смысла. Но коммуникативная машина Запада в состоянии отменить даже это. И это странно, что, в отличие от российских комментаторов, никому на Западе не пришло в голову проанализировать это убийство в рамках американской стратегии, которая направлена прямо на устранение Владимира Путина. Действительно странно. Комментаторы-»заговорщики" всех западных газет демонстрируют некую отвлеченность или отсутствие воображения". По мнению Кьезы, фраза Немцова в интервью для газеты «Собеседник» от 2 марта 2014 о том, что его может убить Путин, была услышана будущими убийцами. "Почти страшное, непреднамеренное внушение тем — кому и где мы не знаем, — которые просто искали «выдающихся личностей», чтобы сделать из них «сакральную жертву».

Другой важной темой недели, конечно, был визит премьер-министра Маттео Ренци на Украину и в Россию. И пока Ренци был в Киеве, La Repubblica опубликовала очередную устрашающую статью о том, что скоро в России станет нечего есть и постигнет ее участь Кении и Пакистана. «Россия возвращается в XIX век, больше половины семейных расходов приходится на еду» — гласил заголовок.

«В этом году население России, которое Кремль вовлек в события на Украине, которые, в свою очередь, привели к санкциям и международному эмбарго, переступит границу бедности: половину расходов будут составлять продукты питания. Полки продуктовых магазинов все чаще пустуют, цены на товары первой необходимости растут: все это эффект санкций, которые Европа (и США) наложили на Россию. Каналы дружественных Путину стран не в состоянии держать удар. И так инфляция будет расти и вырастет больше чем на 20% в первом полугодии 2015 года, средний рост зарплат остановится на 7%, а если учесть влияние скачущих цен, то реальная покупательная способность упадет заметно: ожидается, что потребление сократится на 8%. Таким образом, чтобы накрыть на стол, семье из России придется потратить более половины доходов. Это можно сравнить с традиционно бедными странами: Нигерия (56,7% расходов), Пакистан (48,1%), Кения (46,9%)».

В целом на визит Ренци в Москву итальянцы возлагали большие надежды. Он их не обманул. Как и обещал — обсудил экономическое сотрудничество, важную роль России в рамках работы ООН и в борьбе с терроризмом. Эмбарго в отношении Москвы стоило Италии 5,3 млрд евро только в 2014 году. «Мы теряем, а США и Китай зарабатывают», — комментируют итальянцы.

В центре обсуждения, конечно, кризис в отношениях между Россией и Украиной. Хотя Италия и не присутствовала в группе по разработке соглашений Минска, Ренци по-прежнему пытается играть хоть какую-то роль в урегулировании конфликта в Восточной Европе: «Мы все хотим уважения суверенитета Украины и работаем над тем, чтобы вернуть мир в эту важную часть Европы. Если нет мира в Европе, то под угрозой не только соседние народы, но и все мы», — заявил Ренци перед поездкой в Москву.

Некоторые итальянские аналитики уверены, что Ренци ведет двойную игру. С одной стороны, пытается взять на себя роль лидера по урегулированию кризиса на Украине (слишком поздно, такими лидерами уже стали Меркель и Олланд), с другой стороны, пытается решить национальные и политические проблемы. Неспокойная ситуация в Ливии угрожает, прежде всего, Италии как самому близкому по географическому положению соседу.

Издание Formiche.net пишет, что Италия оказалась в непростом положении. «С одной стороны, есть очень плотные отношения с Вашингтоном, Палаццо Киджи вроде бы поддерживает своего партнера в стратегии по изоляции России. С другой стороны, есть связь с Москвой и ее отцом-хозяином Владимиром Путиным; богатые русско-итальянские контракты (в настоящее время приостановленные), а также неоценимая помощь России для решения проблем борьбы с терроризмом».

Задача Ренци на данный момент — достичь хрупкого баланса между экономическими и политическими доводами, затрудненными загадочным убийством оппозиционера Немцова. Премьер-министр не подверг сомнению тот факт, что Россия должна помочь восстановиться миру на Украине без дальнейшей поддержки пророссийских повстанцев на востоке страны. Тем не менее он считает, что Россия не должна быть изолирована, но активно вовлечена в борьбу с терроризмом, а также в решение ливийского кризиса. В бывшем царстве Каддафи Путин может оказывать сильное давление на ключевых игроков, таких как Турция и Египет, с которыми он упрочил отношения.

Однако не все согласны с тем, что Россия может играть ключевую роль при урегулировании кризиса в Ливии. Стефано Чинголани на страницах Formiche.net задает вопрос: «Ренци ищет помощи у Путина для решения кризиса в Ливии. А мы уверены, что Россия по-прежнему является глобальной силой, как Советский Союз? Или, может быть, это иллюзия? Путин лишь хочет показать миру, что без него никак не обойтись? Россия — христианская страна. Россия является частью нашей культуры. Поэтому необходимо помочь скудным оппозиционным либеральным и демократическим силам расти, строить с течением времени другой выход для этой огромной страны, которую опустошили господствующие классы, хищные и неэффективные. Путин стремится быть стержнем между Европой и Азией, как русские националисты до прибытия большевиков, у которых была космополитическая культура и глобальная миссия. Если это так, то к Путину следует относиться с уважением, но очень осторожно».

Подвергли большой критике в социальных сетях и фразу Ренци о том, что Италия, в случае децентрализации Украины, может поделиться опытом, поскольку в ее состав входит регион с особым статусом Трентино — Альто-Адидже. «Какой неудачный пример. Жители Трентино — Альто-Адидже не умирали в своих домах, как жители Донбасса. Италия не расстреливала мирное население и на забрасывала бомбами», — комментируют те итальянцы, которые, очевидно, читают не только национальную прессу.

В заслугу Ренци, его умению договариваться, итальянцы также поставили предстоящий визит Владимира Путина на выставку ЭКСПО в Милане.