Золотовалютные резервы Нацбанка Белоруссии, рассчитанные по методологии МВФ, за февраль сократились на $73,5 млн и на 1 марта составили $4,6512 млн. Об этом свидетельствует статистика, опубликованная на сайте госрегулятора.

Сокращение ЗВР Нацбанка происходит с ноября 2014 года, когда в экономике Белоруссии обострились кризисные явления и резко вырос спрос на иностранную валюту. В «чёрную пятницу» 19 декабря 2014 года Александр Лукашенко санкционировал введение чрезвычайного налога на приобретение иностранной валюты юрлицами и специального сбора с физлиц в размере 30%, а также увеличение до 50% нормы обязательной продажи инвалюты экспортёрами. В январе 2015 года налог и сбор были отменены, а норма продажи инвалюты на бирже снижена. Фактически состоявшаяся в конце 2014 года девальвация в январе 2015 года была оформлена новым официальным курсом НБРБ.

Тем не менее в январе сокращение ЗВР Белоруссии продолжилось. Давление на курс белорусского рубля продолжали оказывать такие факторы, как низкий спрос на белорусские товары за рубежом, отсутствие новых кредитов и прохождение пика выплат по внешнему госдолгу. За январь ЗВР Нацбанка сократились на $334,4 млн.

В структуре ЗВР Белоруссии по состоянию на 1 марта резервные активы в иностранной валюте составили $2,5049 — т.е. чуть более половины резервов. Данной суммы достаточно для обеспечения 1,5 месяца импорта.

Ставка рефинансирования Нацбанка сохраняется на уровне 25%. Курс белорусского рубля на 7 марта установлен на уровне 14,86 тыс. за $1 и 16,37 тыс. за €1, а за 247 белорусских рублей можно приобрести 1 российский рубль. Как правило, перед праздниками белорусский обыватель распаковывает кубышки, чтобы извлечь накопления в твёрдой валюте и сделать отложенные покупки.

Как сообщало ИА REGNUM, по итогам визита в Москву 3 марта Александр Лукашенко вернулся с орденом Александра Невского, но без российского кредита. По мнению экспертов, Россия не оставит своего номинального союзника без финансовой помощи. Тем временем в самой Белоруссии государственные СМИ и издания, обслуживающие прозападную оппозицию, связывают с «российским кризисом» падение белорусского экспорта, сокращения на предприятиях и уменьшение зарплат. Попытки диверсификации белорусского экспорта не привели к требуемым результатам — об этом 6 марта шла речь на совещании у Лукашенко по проблемам белорусской промышленности.