ИА REGNUM представляет обзор СМИ Канады за неделю.

Крупнейшее франкоязычное издание Канады, La Presse, возвращается к трагической гибели российского политика Немцова и публикует интервью с ним. Всего месяц назад (начало февраля — прим. ИА REGNUM), пишет издание, погибший был полон сил и отвечал на вопросы журналиста бюро La Presse в Москве для того, чтобы дать третье по счету интервью канадской газете. Оно стало последним. La Presse печатает выдержки из этого интервью в номере от 5 марта 2015 года.

La Presse: В чем Россия изменилась после нашей с Вами последней встречи в 2011 году?

Борис Немцов: В 2011 году Путин был авторитарным лидером. Уже отмечалось отсутствие политической свободы и свободы выражения. Но в частной жизни мы были свободны. Мы могли путешествовать, читать и смотреть, что мы хотели, по телевизору. Это и была разница между коммунизмом и путинизмом. Сегодня Путин возвращается к коммунизму. Не экономически, но политически. Например, 15 миллионов русских — полицейские и государственные служащие — должны просить разрешения для поездки за границу. Также после 2011 года мы увидели появление геббельсовской пропаганды. Это работает. Русские — под прессом этой пропаганды. Мозги миллионов россиян разрушены. Полностью.

La Presse: Почему пропаганда Кремля функционирует так хорошо? Ведь русские прожили 70 лет под гнетом коммунистической пропаганды. Это искушенная публика

Борис Немцов: Проблема в том, что Путин взял под контроль телевидение на 100%, и 70% россиян получают информацию по ТВ. Вообразите, что в Канаде будут вам повторять сто раз в день, что США и Европа хотят вас уничтожить. Это возымеет эффект. Здесь — это дает коллективную истерику. После аннексии Крыма 80% россиян думают, что это то, что надо было сделать, и что у Путина не было выбора, потому что США хотели этот Крым оккупировать. Это полный идиотизм, но это то, во что верит большая часть русских. Большинство русских сегодня больны, но есть часть общества, которая здорова. Это примерно 15%.

La Presse: Правильно понимать, что эти 15% — те, кто поддерживают оппозицию?

Борис Немцов: Да. Как я понимаю, в России есть две партии. Партия интернета и партия телевидения. Партия интернета — на нашей (оппозиции — прим. переводчика) стороне. Партия телевизора разделена на две части. Первая фракция — партия холодильника. Ее члены — за Путина, потому что в холодильнике есть продукты. Они хотят хорошо жить, получать качественное образование, получать доступ к системе здравоохранения. Вторая фракция — это сумасшедшие! Они говорят: «Мне плевать, есть ли чего поесть, я готов на все, чтобы победить американский империализм. Тем хуже для моих детей». Это безумие! Будущее России не зависит от либеральной оппозиции и 15% (избирателей — прим. переводчика), которые мы представляем. Оно зависит от партии телевизора. Нужно смотреть, какая фракция победит — фракция холодильника или фракция сумасшедших!

La Presse: Вы надеетесь на выигрыш партии холодильника?

Борис Немцов: Да, это наша принципиальная цель. У нас есть политическая программа для того, чтобы предложить им. Мы предлагаем им меньше военных затрат и больше затрат на здравоохранение и образование. Конец войны на Украине, который приведет к концу санкций, которые Запад накладывает на Россию. Я верю, что эта программа может быть популярной. Проблема в том, что у нас нет средств познакомить с ней всех. Всё, что у нас есть, это доступ в интернет, и, разумеется, нет доступа на телевидение. Если бы мы получили хотя бы один час на телевидении, даже глубокой ночью, чтобы объяснить русским, кто есть Путин, это бы многое изменило.

La Presse: На Вас очень давил Кремль за последние годы?

Борис Немцов: Целый ряд расследований был проведен, чтобы найти что-то, меня компрометирующее. Экономическое преступление, уклонение от налогов… Путин потратил много денег, чтобы найти что-то. Он не справился с этим. Я же нашел множество компрометирующих Путина вещей и написал девять докладов о коррупции в его узком приближенном кругу.

La Presse: Вы организовали две манифестации против российской политики на Украине в последние годы. Вы позвали людей на манифестацию в марте (за два дня до манифестации Немцов был убит — прим. редакции). Боитесь ли вы репрессий?

Борис Немцов: Да, может быть. Мы в России. Мы должны быть ко всему готовы в этой стране. Я был задержан уже 12 раз. Моя проблема — это мой возраст. Блогер Навальный может провести четыре года в тюрьме. Когда он освободится, то будет еще молод. Мне — 55 лет. Вот моя проблема. Мой друг, диссидент Владимир Буковский, сказал мне как-то: «Борис, ты совершил большую ошибку в жизни. Ты должен был сесть (в тюрьму — прим. переводчика) в 25 лет, а не сейчас. Но в 25 лет я был ядерщиком-физиком. В 30 лет я принял участие в развороте СССР, в 32 стал губернатором. Моя молодость прошла не в оппозиции, а во власти.

La Presse: Многие русские оппозиционеры сейчас в ссылке. Чувствуете ли Вы себя все более изолированным?

Борис Немцов:… Я сейчас являюсь депутатом региональной думы Ярославля. Я борюсь против коррупции. Я сражаюсь против губернатора. И я организую манифестации с либеральной оппозицией. Нынешняя ситуация в России мне напоминает забавный эпизод из моего детства. Когда мне было пять лет, в Сочи моя мама повела меня на показ гипноза. Все другие дети на арене повиновались указаниям гипнотизера. Кроме меня. Сейчас у меня такое впечатление, что я вернулся на эту арену. Все загипнотизированы. Кроме меня.

»Крохотная Эстония ждет шагов Путина"

Большую статью отношениям России с республиками СНГ посвящает англоязычное канадское издание National Post. В тексте, написанном публицистом Леонидом Бершидским (Германия) специально для издания и включающем в себя интервью с президентом Эстонии Тоомасом Хендриком Ильвесом (Toomas Hendrik Ilves), говорится, что «крохотная Эстония ждет следующих шагов Путина с тихим неповиновением». Немногие европейские лидеры, считает автор статьи, отнеслись так жестко к «агрессии Владимира Путина на Украине», как это сделал их эстонский коллега. Ильвес, выросший в Нью-Джерси (США) и получивший образование в Колумбийском университете; говорит по-английски с американским акцентом, и земляки президента, — пишет публицист, — считают, что его эстонский хуже его английского. Если бы мы встречались с Тоомасом Ильвесом не в скромной президентской резиденции в Таллине, и на Ильвесе не было его «фирменного знака» — галстука-бабочки, — его легко можно было бы принять за американского бюрократа, добавляет автор. Из тех, что особенно возмущены «несоблюдением Путиным международных правил, установившихся после Второй мировой войны», и, как следствие, «неподчинением гегемонии США после холодной войны».

Но заботы президента Эстонии Ильвеса намного легче понять, чем беспокойство американцев. Его крохотная страна обладает общей с Россией границей, и из населения Эстонии общим числом 1 миллион 300 тысяч человек около 300 тысяч — этнические русские. Из которых 130 тысяч — обладатели российских паспортов. Так что, когда Путин в последние месяцы дразнит Запад — например, отправляя российские военные самолеты нарушать воздушное пространство НАТО, — Ильвес, Главнокомандующий военных сил Эстонии (так в оригинале — прим. ИА REGNUM), не имеет никакого выхода, кроме как беспокоиться.

«Я думаю… это агрессивное поведение заставляет нервничать всех», — говорит глава Эстонии. Добавляя, что Эстония, в отличие от многих других стран, является непосредственным соседом России. «У Германии есть Польша и Калининград (так в оригинале — прим. ИА REGNUM), а у Италии есть целая куча всякого между ней и Россией».

Лишенная географического буфера между ней и Россией, Эстония, по словам Ильвеса, тратит свои время и усилия на другие средства: самое важное из которых — это членство в НАТО. Ильвес напоминает о статье 5 договора стран НАТО, где члены альянса обязываются помогать друг другу в случае нападения на одного из них, и считает это самым эффективным средством против посягательств России на постсоветский статус стран Балтики. Согласно мнению Ильвеса, как только Эстония освободилась от разрушавшегося к тому времени Советского Союза, эстонское правительство сделало членство в Североатлантическом альянсе главной ставкой в стратегии безопасности. Это было нелегко, но сейчас, спустя 15 лет после вступления Эстонии в НАТО, цель достигнута. Украина, по контрасту, никогда не избирала подобный путь, пока «Вооруженные силы России были все еще слабы».

«Я встречал нескольких украинцев здесь две недели назад» (до встречи с автором статьи — прим. ИА REGNUM), — говорит президент Ильвес. По словам главы Эстонии, его украинские гости сказали ему: «Вы, эстонцы, счастливчики. Вы независимы, и вы в НАТО». Эстонцы, замечает г-н Ильвес, «должны были работать для этого». Постоянные реформы, ход и выполнение которых постоянно инспектировались, — вот работа, которую пришлось выполнить Эстонии, чтобы стать частью НАТО.

«Я был министром иностранных дел в ту эпоху и за пять лет своей работы в должности постарел на десять лет», — утверждает Ильвес. Другой «эстонский барьер против российской агрессии» — это «относительное экономическое благополучие». За последние 20 лет валовой внутренний продукт (ВВП) страны на душу населения вырос в шесть раз до 18 000 долларов США. Как результат, уверен Ильвес, — и общение Бершидского с русскими собеседниками в Таллине подтверждает это, пишет сам Бершидский, — этнические русские не будут служить пятой колонной Путина, если «он попытается спровоцировать восстание, как сделал на востоке Украины».

Цитируя ехидное замечание Путина относительно армии Украины, проигравшей «вчерашним шахтерам и водителям тракторов», Ильвес говорит: «Шахтеры в Донбассе получали 150 евро в месяц. Их коллеги в Эстонии, в русскоговорящей области, зарабатывают от 1800 до 2000 евро в месяц и говорят, что никогда не станут частью матушки-России».

Президент Эстонии в курсе, что Путин популярен в его стране среди русского меньшинства, но это Ильвеса не беспокоит.

«Лучший способ понять это — осознать, что они (русские Эстонии — прим. ИА REGNUM) — традиционная диаспора, которые есть повсюду в мире», — замечает он. И объясняет: «В целом, когда речь заходит о политиках их страны происхождения, диаспоры склоняются к консерватизму, но если вы спросите поляков в США, или армян, хотят ли они вернуться в Польшу или Армению? Нет, нет, нет, нет, нет, нет! Вы поддерживаете по-настоящему патриотические силы в вашей стране, но вы никогда бы не вернулись туда», — говорит президент Эстонии в интервью публицисту Бершидскому для издания National Post (Канада).

Хотя Эстония сделала свое постсоветское домашнее задание лучше Украины, это не избавляет полностью от русского вторжения. «Судетская модель была применена на Украине», — говорит президент Эстонии, делая отсыл к завоеваниям Гитлера в 30-х годах (вторжение Германии в Чехословакию на основании большого числе этнических немцев в чехословацкой области Судеты и под предлогом нарушения их прав официальной Прагой — прим. переводчика). И не исключает возможность «вооруженной атаки» с Востока. Чтобы предотвратить эту возможность, г-н Ильвес — в отличие от большинства европейских лидеров — поддерживает поставки Украине современного защитного вооружения, чтобы Россия и повстанческие силы на востоке Украины столкнулись с трудностями при дальнейшем продвижении на запад".

«Есть много весомых причин не давать им (украинцам — прим. переводчика) вооружения», — соглашается Ильвес. «Но тогда объясните мне, что мы собираемся делать. Мы просто говорим, что спустя три года граница (России — прим. ИА REGNUM) будет уже с Польшей?» — иронизирует эстонский президент.

«Агрессия усилила чувство украинской национальной гордости — считает Ильвес, — и это сделает для России намного труднее обладать любыми территориями силой». Но пока Ильвес не говорит об этом очень много — но его уважение к украинскому боевому духу вполне очевидно.

«Украина сейчас платит за свои прошлые ошибки, свою медлительность в реформах… этого не было сделано в прошлом достаточно, так что теперь приходиться сражаться», — говорится в статье. По контрасту, те, кто жертвовали многое, — как сделала Эстония — сейчас чувствуют себя намного увереннее против подобных неприятных обстоятельств. Страна практически стерла любые следы советского прошлого. Столица, Таллин, выглядит и чувствует себя Скандинавией, а не экс-СССР. Соседняя Финляндия сейчас работает над адаптацией великолепной эстонской системы е-правительства, которая позволит связать две страны намного ближе, чем два любых европейских государства, пишет National Post.

Другое общенациональное издание Канады, The Globe and Mail, также уделяет внимание России, говоря о «начале российских военных учений на оспариваемых территориях». При этом газета ссылается на Министерство обороны России. Речь идет об учениях в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, в которых примут участие свыше 2000 военнослужащих противовоздушных войск, 500 единиц вооружений и которые продлятся до 10 апреля. Канадское издание отмечает, что Запад видит эти учения как демонстрацию силы во время кризиса отношений, одного из самых глубоких после окончания холодной войны и вызванного кризисом на Украине. Россия, напоминает The Globe and Mail, обвиняется Западом и Украиной в направлении «сепаратистского штурма» на востоке Украины — в том числе войсками и вооружениями — что сама Россия постоянно отвергает. При этом издание цитирует заместителя министра обороны России Анатолия Антонова, сказавшего, что «государства НАТО, используя ситуацию на юго-востоке Украины как извинение… продвигаться вперед, к российским границам».

Другое издание, La Presse, сообщает, со ссылкой на министра иностранных дел страны Робина Николсона (Rob Nicholson), что Канада может ввести новые санкции в отношении России, если та «продолжит нарушать перемирие и соглашение о прекращении огня». Речь идет о соглашении «Минск-2», подписи под которым поставили президент России Владимир Путин, его французский коллега Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель и глава Украины Петр Порошенко. Издание напоминает, что и пророссийские повстанцы, и официальная Украина обвиняют друг друга в продолжении наступательных действий. Государственный секретарь США Джон Керри подтвердил недавно, что приготовил новые санкции, которые могут быть введены очень скоро. Министр иностранных дел Канады заявляет, — передает La Presse, — что Канада уже применила жесткие санкции против России. Но, заверяет г-н Николсон, он без сомнений «перейдет к следующему этапу, если сочтет это необходимым». Об этом глава МИДа Канады заявил на встрече со своим французским коллегой Лораном Фабиусом (Laurent Fabius) в столице Франции, Париже. В коммюнике, выпущенном по итогам встречи, глава канадской дипломатии заявляет, что «во время встречи с господином Фабиусом я (Николсон — прим. ИА REGNUM) подчеркнул решимость нашего (канадского — прим. переводчика) правительства и нашу поддержку народу Украины, столкнувшемуся с военной агрессией российского президента Владимира Путина». К этому Николсон добавляет, что «трагедия на Украине была результатом прямой провокации президента Путина»

Внимание мировых СМИ оказалось на некоторое время на этой неделе приковано к Южной Корее, где нападению местного националиста подвергся посол США. У канадских СМИ были свои причины интересоваться ситуацией в регионе. Как передает государственное радио страны, Radio Canada, канадский пастор Хиеон Соо Лим (Hyeon Soo Lim) был задержан в Северной Корее (радиостанция при этом ссылается на заявление семьи священника и канадские власти). Пресвитерианская корейская церковь, к которой принадлежит пастор, чуть раньше объявила, что не получала новостей о Хиеон Соо Лиме после 31 января. По словам пресс-секретаря церкви Лизы Пак (Lisa Pak), цитируемой радиостанцией, «канадские власти предупредили семью шестидесятилетнего пастора, что Северная Корея подтвердила его задержание».

«Члены семьи и церкви просят своих канадских сограждан и международную общественность продолжить молиться за его освобождение и возвращение в добром здравии», — добавляет Лиза Пак. Пастор Хиеон Соо Лим сотни раз совершал визиты в Северную Корею в рамках своей миссии, покровительство которой оказывала его церковь, расположенная в Миссисоге (Mississauga), пригороде Торонто (Toronto) в Канаде. Священник занимался в Северной Корее приютом для сирот и домом престарелых в регионе Ражин (Rajin) на северо-востоке страны. Четвертого февраля пастор должен был вернуться в Канаду. И хотя он не вернулся в предусмотренные сроки, церковь не была обеспокоена этим сразу, поскольку Хиеон Соо Лим «имел привычку путешествовать и хорошо знал Северную Корею». К тому же коллеги пастора предполагали, что он мог быть подвергнут 40-дневному карантину, как делают северокорейские власти со всеми иностранцами, которые заподозрены в том, что являются носителями вируса Эбола. Инфицирован ли задержанный пастор этим вирусом или нет, не уточняется.

Наконец, Le Devoir пишет об инициативе правительства Канады и премьер-министра Харпера (Stephen Joseph Harper ) внести поправки в законодательство таким образом, чтобы люди, отбывающие высшую меру наказания, — в Канаде это пожизненное заключение — действительно не выходили из тюрьмы до самой своей смерти. Права на помилование не будет у тех, кто совершил предумышленное убийство полицейского, был осужден за терроризм, похищение людей или преступления, «совершенные с особым насилием». Также закон коснется — подчеркивает издание — людей, совершивших государственную измену.

Сейчас подданные Канады, совершившие подобные преступления и чья вина доказана, отбывают пожизненное заключение, но имеют право подать прошение о помиловании после 25 лет заключения. Инициативу приветствуют не все. Хьюго Кир (Hugo Cyr), профессор юриспруденции в Университете Квебека в Монреале, в комментарии Le Devoir полагает, что «это похоже на способ понравиться определенным сегментам электората, а не на ответ на реальную проблему».