Саудовская Аравия празднует промежуточную победу. По данным Управления энергетической информации США, рост добычи сланцевой нефти в США в апреле составит всего 1 тыс. баррелей в сутки, что является самым низким показателем с начала 2011 г. Цены на нефть снижаются. 10 марта Brent торгуется в отметке $56,88 за баррель, а WTI, на которую возлагают особые надежды в США, инвесторы оценивают в $48,58 за баррель. Генеральный секретарь Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) А. аль-Бадри не ожидает сильных колебаний цен на нефть до середины 2015 г., передает Financial Times. «Нет никаких ожиданий роста или падения цен на нефть до середины текущего года, но нет сомнений, что нефтяные рынки будут восстанавливать равновесие во второй половине 2015 г.», — полагает он. В настоящих условиях эти слова звучат для нефтяной промышленности США как приговор. ОПЕК наслаждается своей властью. «Когда картель отказался сократить свою добычу (27 ноября 2014 г. — С.Ц.), все рухнуло на рынке бурения сланцевой нефти США», — заявил торжественно аль-Бадри в интервью Wall Street Journal, добавив, что Америка может вступить в организацию, «если она этого пожелает». Ближневосточные участники ОПЕК предвкушают скорую капитуляцию Вашингтона.

Однако торопиться с выводами не стоит. Белый дом имеет козырь в рукаве — Федеральная резервная система, способная одним повышением учётной ставки обрушить азиатские рынки, перетянув долларовую ликвидность на западный берег Атлантики. Тогда слова министра нефти Кувейта А. аль-Омаира («Мы очень счастливы, что цены на нефть не упали до $20 за баррель») обернутся горькими слезами. Для Саудовской Аравии и Кувейта $20 — экономическое самоубийство, чего нельзя сказать о России, которая может выдержать подобный демпинг.

Американцев явно не устраивает нынешний порядок цен. Напомним, что точка рентабельности сланцевой нефти — $70 за баррель. Хотя и здесь есть расхождения. Rystad Energy и Morgan Stanley Commodity Research полагают, что о рентабельности можно говорить и при $65. Дела плохи. В Вашингтоне не ожидали такой прыти от Саудовской Аравии, этого «непотопляемого авианосца Америки», как ее называли в эпоху безраздельного господства западных корпораций в мировой нефти. Financial Times негодует. Издание винит администрацию США в усугублении проблем нефтяников, которые обусловлены ограничениями на экспорт сырой нефти, введенными ещё в 1970-х гг.: компании могут продавать на международных рынках сверхлегкую нефть, однако в целом запрет на экспорт углеводородов сохраняется.

Пока США подсчитывают убытки, Кувейт идёт в контрнаступление — страна запустила модернизированный нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Мина-аль-Ахмади стоимостью $12 млрд, расположенный в 45 километрах к югу от г. Эль-Кувейта. В проект вложились корейские SK Engineering & Construction и GS Engineering & Construction, а также японская JGC. Азиаты знают толк в инвестициях. Вместо обычных 715 тыс. баррелей в день производственные мощности объекта возросли до 800 тыс. баррелей. Более того, Кувейт намерен инвестировать около $7 млрд в разработку месторождения Lower Fars с трудноизвлекаемыми запасами нефти. Арабы не считают подобные вложения «пиром во время чумы». Кувейт желает затянуть петлю посильнее, сообщив о том, что на ближайшем заседании 5 июня картель не станет снижать квоту на добычу. Интересный ход. ОПЕК форсирует перепроизводство нефти, которое оценивается Международным энергетическим агентством в 1,5 млн баррелей в сутки. Картель не скрывает своей руководящей роли в этом процессе. «Если ОПЕК продолжит производить порядка 30,2 млн, то в целом профицит будет в размере 1,65 млн баррелей», — убеждены в Кувейте. Отмечается, что для стабилизации рынка картель должен производить 28,55 млн вместо нынешних 30,2 млн баррелей в сутки. Главный экономист NGP Energy Capital Management А. Алхаджи считает, что Саудовская Аравия стремится решить сразу несколько задач: спасает ОПЕК, диверсифицирует доходы, проводит индустриализацию, сохраняет свою долю на рынке сырой нефти, нефтепродуктов, нефтехимии и сжиженного природного газа (СПГ). Причем Эр-Рияд достигает поставленных целей за чужой счёт. «Сланцевая революция США разделила ОПЕК по качеству нефти, добываемой странами-участниками картеля. Экспортеры легкой малосернистой нефти, такие как Алжир, Ангола и Нигерия, потеряли почти все свои доли рынка в США, в то время как экспортеры высокосернистой или тяжелой неочищенной нефти, включая Саудовскую Аравию и Кувейт, потеряли немного», — цитирует Алхаджи портал «Вести Финанс».

В дело вступает ценовая алхимия. В министерстве нефти Кувейта утверждают, что стоимость черного золота в ближайшие пять лет не вернётся к $100 за баррель. Однако вице-президент «Лукойла» Л. Федун готов оспорить подобный прогноз. «Мы ожидаем более здоровый рынок, и я не удивлюсь, если увижу от $80 до $100 к концу года», — считает он. По словам топ-менеджера, мы увидим резкое падение производства через 5-6 месяцев, что объясняется спадом инвестиций в сланцевые проекты в США, Латинской Америке и Северном море. Схожими категориями мыслит и генсек ОПЕК аль-Бадри: «Проекты были отменены. Инвестиции в настоящее время пересматриваются. Затраты снижаются… Если объем поставок будет низким, возникнет нехватка сырья, и цена будет снова расти». Логика ясна. Однако Bank of America Merrill Lynch продолжает сохранять скепсис относительно роста цен, объясняя всё «очень высоким уровнем запасов в хранилищах нефти». Аналитики банка прогнозируют, что запасы нефти в хранилищах по всему миру могут вырасти к 3-му кварталу 2015 г. до 180 млн баррелей. Это другая сторона медали. Основания для пессимизма присутствуют, особенно когда на ум приходит план Китая по наращиванию запасов нефти.

С точки зрения геополитики, США пока проигрывают нефтяную партию. Америке не удалось переиграть Россию и Саудовскую Аравию. Серия государственных переворотов, запущенная в 2011 г., так и не сумела повернуть вспять «нефтяные реки». Президент Сирии Б. Асад продолжает оставаться у власти, подкрепляя позиции Москвы в регионе, а в Египте у руля остается генералитет во главе с фельдмаршалом А. ас-Сиси, который оказывает силовое прикрытие саудовской династии. Администрация Б. Обамы сумела внести смуту на Большом Ближнем Востоке, но ей все еще не удалось получить значимые тактические преференции. Ожидания сменились войной. Америка идёт в Мосул. Курдская карта остаётся единственной надеждой на перевес в глобальной войне за ресурсы. Восточная Европа также не сулит ничего, кроме бессмысленного кровопролития. Украина развалилась подобно Ираку. Спустя четыре года после т.н. арабской весны всплывают её три главные цели: 1. подорвать влияние Москвы через гражданские войны в Сирии и на Украине; 2. максимально ослабить арабские страны, вынудив Эр-Рияд играть по американским правилам; 3. сдерживать экономическое развитие Китая через контроль над ключевыми энергетическими артериями Евразии.

Ни одна из поставленных целей не достигнута. Ожесточение растёт. В этом контексте введение США дополнительных санкций в адрес Венесуэлы — лишь продолжение Большой игры с конкурентами из ОПЕК.