Около месяца назад в связи с появлением разговоров о возможной передаче вооружений Международных сил содействия безопасности ISAF украинской стороне пресс-секретарь МВД ИРА Сиддик Сиддики сообщил в беседе с корреспондентом «Афганистан.Ру», что в настоящее время афганские силы по-прежнему нуждаются в современном оснащении для борьбы с терроризмом, и вывоз вооружений нанесёт серьёзный удар по уровню боеспособности правоохранительных структур страны. Несколько позже пресс-секретарь Минобороны Афганистана генерал Захир Азими выразил неудовлетворённость текущим уровнем оснащения афганских сил, признав, что власти его страны не в состоянии повлиять на партнёров по данному вопросу. «В конечном счёте решение примут сами американцы», — констатировал он. И вот на днях такое решение было принято. К радости генерала в распоряжение Афганской национальной армии поступила серия высокотехнологичных устройств разведки и связи общей стоимостью около $2,7 млн. Оснащение было предоставлено силами НАТО в рамках миссии по поддержке правительственных войск Афганистана «Решительная поддержка» (англ. Resolute Support Mission), которая началась с 1 январе 2015 г. Заместитель командующего войсками США и стран-партнёров в Афганистане генерал-лейтенант Карстен Якобсон сообщил, что в настоящее время на местах уже есть специалисты, умеющие обращаться с новым оборудованием. Афганское военное командование надеется, что снаряжение позволит повысить эффективность проведения операций, предоставит правоохранительным структурам новые возможности оперативной передачи информации. Ожидается, что технологии позволят упростить наблюдение за передвижениями боевиков и помогут военным поддерживать связь с мирным населением, чтобы сократить число гражданских потерь в ходе проведения зачисток, передаёт телеканал «Толо».

С 2004 г. правительство США поставило армии и полиции Афганистана не менее 750 тыс. единиц оружия. Washington Times приводит структуру расходов США в Афганистане: с 2001 г. страна потратила на военные операции и содержание воинского контингента $600 млрд. А с 2014 г., по словам бывшего президента Афганистана Хамида Карзая, страны Запада на протяжении десяти лет будут оказывать Афганистану ежегодную военную помощь в размере $4,1 млрд. «Эти средства позволят содержать армию и другие вооруженные силы. Мы согласны и благодарны», — заявил тогда Карзай.

Много лет назад слова благодарности не раз звучали и в адрес нашей страны. В том числе и за несколько месяцев до того, как советские войска должны были покинуть Афганистан. Тогда наше военное командование готовилось к предстоящим изменениям. Готовилось и афганское руководство, но своеобразно. Афганская армия была оснащена всем необходимым, как говорят, «по полной программе». В ее арсенале были все виды вооружений — и танки, и пушки, и пулеметы. Афганским руководителям оставалось лишь поднять моральный дух солдат и офицеров. Но вместо этого они решили переоснастить армию технически и потому стремились получить от СССР как можно больше качественно новых образцов вооружений. Для этого они, в частности, искусственно увеличивали штатную численность всех видов вооруженных сил, чтобы, ссылаясь на низкую их оснащенность, получать дополнительные поставки техники и вооружения относительно штатов. Попутно заметим, что в наши дни по такому же пути пошел и бывший министр обороны Афганистана генерал Абдул Рахим Вардак. Когда объем военной помощи Афганистану еще даже не обсуждался с представителями НАТО, он поспешил заявить, что 230 тыс. человек для вооруженных сил Афганистана — слишком мало. По его словам, такая численность армии не позволит обеспечить национальную безопасность и в конечном итоге «приведет к катастрофе».

Вернемся к событиям последних месяцев пребывания советских войск в Афганистане. Тогда все просьбы афганцев о поставках вооружений были рассмотрены и полностью приняты к исполнению. И это несмотря на то, что значительное количество уже имеющегося вооружения, боевой техники в афганской армии не использовались «по причине отсутствия младших специалистов». Вооружение, техника и боеприпасы складировались, простаивали без применения. Но афганцы просили еще, и не дать Кабулу требуемого, в то время советские руководители просто не могли. Осуществляя плановый вывод войск, СССР продолжал оказывать Афганистану немалую военную помощь. Она воспринималась афганцами как должное, а сокращение участия советских войск в боевых операциях — с явным неудовлетворением. Каждый раз, поблагодарив за нее, афганские руководители тут же обращались с новыми просьбами. Таким образом в Афганистан были поставлены новые типы боевой техники, вооружения, например, ракетные установки «Ураган», тяжелые огнеметы «Буратино», ракетный комплекс «Луна-М», ракетные пусковые установки Р-300, получивший на Западе обозначение «Scud» — В. Говорят, что поначалу цели для ударов по скоплениям моджахедов на афгано-пакистанской границе давал сам президент Наджибулла. В одной из своих книг уважаемый мной журналист Андрей Грешнов так описывает работу этого ракетного комплекса. «Прозрачный горный воздух голубого афганского неба корежил грохочущий рев преодолевающей звуковой барьер ракеты. Падали отделяющиеся ступени. Грохот смолкал, огненный шар устремлялся или на юг, в район Хоста, или на юго-восток, к Джелалабаду. О том, что произойдет там через несколько минут, думать не хотелось…». Тогда и афганцам не хотелось думать, что это оружие не спасет их. Однако их надежды исчезали так же быстро, как и улетающие вдаль ракеты.

Что же касается тех, кто в наши дни занимается поставками оружия и учит афганцев демократии, то, похоже, что они не разобрались в особенностях афганского национального характера и не знакомы с афганской пословицей: «Поздоровался с афганцем — считай, что сто тенге потерял».