Республика Корея не является арктическим государством, тем не менее, страна внимательно изучает потенциал Северного морского пути. Корейские судоходные компании считают перспективными перевозки по СМП, однако пока у них отсутствует уверенность в прибыльности такого бизнеса. Между тем, правительство страны финансирует исследования в области арктического судоходства, а также оказывает активную поддержку игрокам корейского рынка, которые заинтересованы в международном транзите по северному маршруту. Об азиатской точке зрения на главную транспортную магистраль в Арктике корреспонденту ИА REGNUM рассказал директор Института арктической логистики при университете Ёнсан (Корея) Сунгвон Хонг на ежегодной международной конференции «Транспорт и логистика в Арктике-2015».

Южная Корея заинтересована в развитии судостроения, а также в перевозке тяжелых грузов и природных ресурсов по Северному морскому пути, подчеркнул в своем докладе Хонг. Он напомнил, что корейская верфь DSME строит ледокольные СПГ-танкеры для российского проекта «Ямал СПГ». Кроме того, корейская судоходная компания TPI Megaline будет в течение трех лет перевозить тяжелые грузы в новый арктический порт Сабетта на Ямале. Другой крупный игрок на корейском рынке — логистическая компания Unico logistics — в данный момент изучает возможности перевозок тяжелых грузов по СМП и далее по реке Обь в Павлодар (Казахстан). По словам эксперта, правительство Кореи оказывает активную поддержку компаниям, которые заинтересованы в использовании Северного морского пути. Кроме того, государство финансирует научные исследования в области арктического судоходства.

Российские арктические ресурсы составляют большую часть грузов, транспортируемых по СМП в Корею. Хонг отметил, что в 2013 году 8 из 28 международных рейсов по СМП относились к Корее. «Грузы, перевезённые в Корею, представляли собой газовый конденсат и нафту. Страна, в свою очередь, экспортировала авиационное и дизельное топливо», — рассказал он.

Корейские эксперты полагают, что наливные грузы являются наиболее перспективными для перевозок по Севморпути. Тем более что морские гавани Кореи имеют колоссальные возможности для их перевалки — Хонг обратил внимание на то, что порт Ульсан на юго-востоке страны располагает 59 причалами для наливных грузов. Исследователи считают, что по СМП будут также перевозить лом черных металлов и продукцию химической промышленности. При этом эксперт отметил, что ситуация на рынке наливных грузов, таких как газовый конденсат и нафта, в прошлом году была «слишком изменчивой». Он также добавил, что мировые цены на нефть снижаются, в то время как азиатский рынок сжиженного природного газа в ближайшем будущем ждет рост.

Корейские судоходные компании пока не могут с уверенностью говорить о прибыльности перевозок по Севморпути, признал Хонг. Местные компании не спешат обзавестись судами ледового класса, так как на данный момент не имеют возможности обеспечить себя достаточным портфелем заказов на грузоперевозки. «Пока осуществляются только разовые доставки», — пояснил он.

Сунгвон Хонг в своем докладе подчеркнул важность международного сотрудничества для развития судоходства по Севморпути. «Для безопасной перевозки грузов большое значение имеет обмен информацией и знаниями», — заключил корейский эксперт.

Напомним, что, по мнению экспертов российского Центра стратегических оценок и прогнозов, Южная Корея является одним из наиболее активных игроков в арктических вопросах среди стран-наблюдателей при Арктическом совете. С точки зрения Сеула, развитие Северного морского пути позволит стране не только увеличить производство кораблей арктического класса, но и приумножить товарооборот корейских портов с портами в Западной Европе, говорится в докладе центра. Эксперты отмечают, что Сеул в арктической политике делает ставку на сотрудничество с полярными государствами. При этом наиболее близкие отношения складываются у Южной Кореи с Россией.