Глава МИД РФ ищет «золотую середину» между волей приднестровцев и капитуляцией

«Мы хотим подтвердить суверенитет, территориальную целостность Молдавии, в рамках которой будет обеспечен особый статус Приднестровья при понимании, что Молдавия остаётся самостоятельным, независимым и нейтральным государством», — заявил на состоявшейся 18 марта в Москве пресс-конференции глава МИД РФ Сергей Лавров, комментируя заявление Петра Порошенко о готовности вместе с Румынией «разморозить» молдавско-приднестровский конфликт и помочь Молдавии присоединить Приднестровье, передает корреспондент ИА REGNUM.

«Честно говоря, я не слышал, что точно сказал Петр Порошенко, — сообщил Лавров. — Термин „разморозка“ может иметь несколько значений. Если исходить из того, что приднестровский конфликт долгое время назывался „замороженным“, то не думаю, что Украина заинтересована в его переводе через „разморозку“ вновь в горячую фазу. Едва ли это будет кому-либо приемлемо. Если же дело касается активизации переговорного процесса, то мы всегда выступали за это. Действительно, как вы сказали, Россия и Украина занимают уникальную позицию в этом процессе, поскольку мы не только посредники, но и страны-гаранты наряду со сторонами конфликта — Кишинёвом и Тирасполем — и наблюдателями от США, Евросоюза и ОБСЕ (ОБСЕ обладает статусом посредника — ИА REGNUM)».

«Не буду комментировать конкретно смысл сказанного президентом Украины, но скажу, что на данном этапе, за последний год роль Украины в усилиях по активизации приднестровского урегулирования была не столь сбалансированной, как того требует статус страны-посредника и страны-гаранта, — продолжил глава МИД РФ. — Украина, по сути, содействовала (и продолжает это делать) организации нечто вроде экономической блокады Приднестровья. По моей оценке, она подыгрывает настроениям тех, кто хотели бы использовать перспективы ассоциации Молдавии с Евросоюзом, чтобы в ультимативном плане заставить приднестровцев пойти на выдвигаемые Кишинёвом условия».

Лавров выразил убежденность, что «здесь не может быть односторонних решений». «Вы знаете, что базовые позиции сторон полярны. Молдавия в 2005 году приняла закон, исключающий особый статус Приднестровья, в котором говорится лишь о местном самоуправлении отдельных деревень и посёлков на левом берегу Днестра. В ответ Приднестровье провело референдум, на котором была объявлена независимость (Независимость Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики от Молдавской ССР была объявлена 2 сентября 1990 года. 25 августа 1991 года была принята Декларация о независимости ПМССР. 5 ноября 1991 года республика была переименована в ПМР. На проведенном в Приднестровье с подачи Москвы 17 сентября 2006 года референдуме более 97% проголосовавших подтвердили курс на независимость и последующее свободное присоединение к России — прим. ИА REGNUM). Нам нужно искать „золотую середину“ между двумя этими полярными позициями, что, конечно, потребует коллективных усилий, чтобы, прежде всего, убедить главных действующих лиц в необходимости договариваться между собой с учётом озвученных ранее принципов: мы хотим подтвердить суверенитет, территориальную целостность Молдавии, в рамках которой будет обеспечен особый статус Приднестровья при понимании, что Молдавия остаётся самостоятельным, независимым и нейтральным государством», — сказал глава российской дипломатии.

По его словам, «в последнее время на этом пути наметился прогресс». «В частности, мы отметили встречи нового главы правительства Республики Молдова с лидером Приднестровья, на которых обсуждались практические вопросы нормализации экономических, социальных, гуманитарных связей между двумя берегами Днестра. Мы готовы способствовать этому процессу, посвящённому шагам, которые будут сразу же позитивно влиять на жизнь обычных людей и тем самым укреплять доверие между сторонами, что очень важно для создания условий, необходимых для поиска договорённостей о политическом статусе Приднестровья в составе Молдавии. Это должна быть договорённость с существенным делегированием полномочий. Последние события в этой стране показывают, что придётся учесть интересы и других частей Молдавии, в частности, Гагаузии. Вопросы накапливаются, и нельзя рассчитывать, что они будут решены в порядке выдвижения ультиматумов. А такое искушение есть у некоторых политических деятелей в Молдавии и за её пределами в связи с подписанием соглашения об ассоциации между РМ и Европейским союзом. Очень рассчитываю, что наши европейские коллеги, сознавая свою ответственность за обеспечение справедливого приднестровского урегулирования, будут содействовать нахождению общеприемлемых для сторон развязок, а не навязывать точку зрения одной стороны другой», — подвел итог Сергей Лавров.

ИА REGNUM напоминает, что регулярно подтверждаемая официальная позиция РФ относительно необходимости «поиска особого статуса Приднестровья в составе единой Молдавии» представляет собой попытку предопределения результатов процесса молдавско-приднестровского урегулирования в пользу Кишинева и тем самым нарушает базовые принципы переговорного процесса, на что Москве неоднократно указывали предыдущие власти ПМР. Свой статус народ Приднестровской Молдавской Республики определил еще в 1990 году, а впоследствии отстоял его в ходе войны с «Республикой Молдова» и неоднократно подтвердил на референдумах.

Напомним также, что Румыния, вместе с которой Порошенко (и, судя по всему, Лавров) намерен «размораживать» конфликт на Днестре и «восстанавливать территориальную целостность Республики Молдова», принимала в 1992 году участие в войне против Приднестровской Молдавской Республики на стороне Молдавии и не входит ни в один из форматов молдавско-приднестровского урегулирования.