Министерство культуры России по итогам общественных слушаний разместило на своём официальном сайте позицию ведомства по отношению к опере Рихарда Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета в постановке режиссёра Тимофея Кулябина. Именно эта постановка уже третий месяц не даёт покоя не только православным активистам, но и представителям культуры, органам власти и прокуратуре.

Представители Русской православной церкви, двух рабочих групп Общественного совета при Минкультуры России (по вопросам театрального искусства и по вопросам государственной политики в сфере культуры), эксперты и руководители учреждений культуры сошлись во мнении, что вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссёром-постановщиком недопустимы. А директору театра Борису Мездричу указано на недостаточный контроль за возглавляемым учреждением.

«Не покушаясь на свободу творчества, мы, безусловно, полагаем возможными самые смелые трактовки театральной классики на экспериментальных сценах. Однако государственные академические театры должны не только предупреждать своих зрителей о нестандартных прочтениях классических произведений, но и стараться объяснить замысел авторов и происходящее на сцене, проявлять уважение ко всем категориям своих зрителей; при этом избегать постановок, способных спровоцировать раскол в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе. К сожалению, руководством театра были проигнорированы первые протесты общественности. Это привело к эскалации конфликта, его переходу из публичного пространства в формат судебных разбирательств, что также представляется нам излишним и неконструктивным», — говорится в официальном сообщении.

Минкультуры считает необходимым внести в постановку изменения и принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты. «Не считая цензуру допустимой, мы напоминаем о нашем праве, более того — обязанности в рамках реализации Основ государственной культурной политики принимать в крайних случаях административные и финансовые меры в отношении государственных учреждений культуры, в том числе — лишать финансирования подобные постановки», — уточняют в ведомстве.

«Мой учитель Елена Васильевна Образцова часто повторяла: «То, что было сделано в Новосибирском оперном театре, — это кощунство. Я, как человек верующий, крещёный, православный, как еврей, воспринимаю это как оскорбление. Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников. Не скрою, я разговаривал сегодня с Мездричем, и он мне сказал, что спектакль этот не отдаст и пойдёт до конца. Считаю, что он обязан подать в отставку, а спектакль нужно снять с репертуара», — комментирует ситуацию генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман.

«Все-таки очевидно, что это не Вагнер, а «по мотивам» Вагнера. Ну, давайте так честно и будем говорить и писать. В том числе на афишах. Чтобы зритель понимал, куда он идёт… Кроме того — вопрос гражданина — поддерживаю то, что сегодня звучало: насколько вот этот «как бы Вагнер» должен финансироваться государством?», — задаётся вопросом председатель Синодального информационного центра РПЦ Владимир Легойда.

«Перевод ситуации вокруг новосибирской постановки в плоскость общественного обсуждения, а не судебных разбирательств, на мой взгляд, единственно правильная позиция. Рад, что Минкультуры выбрало этот путь. Кроме того, министерство вновь заявляет о недопустимости цензуры и декларирует свободу творчества. Не могу не согласиться с тем, что театр должен доносить до зрителя информацию о спектаклях. Особенно если речь идёт о современных, экспериментальных постановках классики. Убеждён: зритель должен знать, на какой спектакль он приходит», — приводятся на сайте Минкультуры РФ слова генерального директора Большого театра Владимира Урина.

В связи с большим количеством запросов о суммах финансирования постановки оперы «Тангейзер», гонорарах режиссёра и актёров, Минкультуры России решило организовать проверку финансово-хозяйственной деятельности Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.

ИА REGNUM напоминает, что премьера оперы «Тангейзер» в постановке Тимофея Кулябина состоялась на сцене Новосибирского оперного театре 20 декабря 2014 года. Постановка вызвала большой общественный резонанс. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон обратился в прокуратуру. Наибольшее недовольство православных вызвал плакат фильма «Венерин грот», который поставил герой оперы — на плакате распятие помещено между раздвинутых женских ног. После жалобы митрополита прокуратура возбудила дела по статье об осквернении религиозной литературы, предметов религиозного почитания, символики и атрибутики. Однако суд постановил, что административные дела должны быть прекращены «за отсутствием состава административного правонарушения».

Впрочем, прокуратура заявила о намерении обжаловать решение суда. На следующих показах оперы скандальный плакат был убран, но обсуждение постановки по-прежнему продолжается. Верующие собираются перед театром на митинги, требуя запретить показ спектакля. А представители православия, иудаизма и мусульманства Новосибирской области на фоне борьбы с постановкой Вагнера даже создали Совет глав религиозных организаций.