Учитывая скандал с «Тангейзером», организаторы уверяют, что на выставке «Художественное порно» не будет картин, где присутствует образ Христа, Бога или других библейских персонажей, и просят православных активистов не беспокоиться

Сегодня, 20 марта, в Новосибирской арт-галерее «SoMa» открывается выставка «Художественное порно», посвящённая роли женщине в сексе. Авторами работ в жанрах живопись, иллюстрация, фотография, цифровое искусство и перфоманс стали художники Новосибирска и Барнаула. По словам организаторов, за вход посетители платят столько, сколько посчитают нужным. Выставка продлится около недели, а побывать на ней можно только по предварительной договорённости с организаторами.

По словам кураторов, такой режим предусмотрен самой галереей, к тому же так проще избежать «неудобных ситуаций». «Выставка планировалась ещё к 14 февраля. Но из-за того, что у галереи плотный график, идеологи выставки Маяна Насыбуллова и Софья Емеленко решили её перенести. Про оперу „Тангейзер“ тогда мы ещё и не слышали, и скандала не было. Но провокаций не стоит бояться, к ним нужно быть готовыми. Могу вас уверить, что на выставке нет ничего сверхъестественного, а тем более того, что могло бы каким-либо образом затронуть чьи-то чувства. Я думаю, что все мы люди культурные и образованные, а значит все всё поймут», — сказал организатор и со-куратор выставки Филипп Крикунов на вопрос корреспондента ИА REGNUM, не боятся ли они жэсткой реакции общественности подобную той, что возникла на постановку оперы «Тангейзер» в постановке режиссёра Тимофея Кулябина.

В то же время ещё не открывшаяся выставка уже бурно обсуждается в региональных СМИ и социальных сетях. Кто-то подбирает себе компанию для посещения мероприятия, а кто-то смотрит на мероприятие с осуждением, приписывая его к негативным событиям, происходящим в последнее время в культурной жизни сибирской столицы.

«Новосибирск — кладбище талантов! То, что здесь обитает, не несёт ничего живого и творческого. Отвратительно неприятный запах мертвечины в сочетании с серостью обшарканных стен — вот образ „культурных“ учреждений, которых коснулась гнилая рука министра антикультуры Кузина и его серого кардинала — Терешковой», — гласит одна из записей на станице сообщества «Православный Новосибирск» «Вконтакте».

Однако профессор, доктор исторических наук Виктор Козодой не видит в выставке ничего «опасного» и, тем более, «позорного».

«Надо чётко разделять понятия „эротика“ и „порно“. Когда я в музее видел изображении Винеры Милосской, она тоже была слабо одета, но у меня как-то не возникало никаких порнографических мыслей по этому поводу. Это искусство, причём многонациональное и многовековое. А название выставки — „Художественное порно“ — наверняка, эпатажное, с учётом конъюнктуры рынка и служит, на мой взгляд, для привлечения внимания определённой категории людей. Это некий маркетинговый ход, и если это проходит не на государственных площадях и без привлечения бюджетного финансирования, если это не противоречит законодательству, то значит, не противоречит. В любом городе, стране, есть люди, которым нравится такое направление. Ничего нового — у нас в городе работают стриптиз-клубы, стриптиз-бары и никого это особо не возмущает. Есть и есть. Люди сами могут разобраться, представляет это интерес для них или нет», — считает Виктор Козодой.

Есть ещё один момент — «историософский». «Зачастую, когда государство выходит на определённый этап морально-идеологического кризиса, то начинают преобладать такие вот тенденции. То же самое было в России в начале ХХ века. Это одна из попыток уйти от окружающей негативной действительности и наблюдалась она не только в России, но и других странах. Кто-то в революционную борьбу идёт, кто-то уезжает из страны, кто-то во внутренние миграции, а кто-то в развлечения, в том числе такие», — подчеркнул Козодой.

Напомним, в Новосибирске до сих пор не утихает скандал с оперой Вагнера «Тангейзер» в постановке режиссёра постановке режиссёра Тимофея Кулябина. В опере главный герой снимает фильм «Венерин грот», и рекламный постер этой картины изображает распятие между раздвинутых женских ног. Постановка вызвала большой скандал, материалы прокурорской проверки рассматривал мировой суд, который, впрочем, не нашёл состава правонарушения у режиссёра и директора новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. Прокуратура не согласна с решением суда и обжалует его, а Министерство культуры России тем временем объявило о проведении аудита в театре, где идёт «Тангейзер». Следует добавить, что скандальный постер в постановке более не демонстрируется, однако это обстоятельство практически не повлияло на желающих наказать театралов «за богохульство» и «осквернение религиозных святынь».