Предупреждение президента Ашрафа Гани

На днях президент Афганистана Ашраф Гани выступил в Кабуле на церемонии выпуска 500 новоиспечённых военнослужащих, завершивших программу обучения в кабульском Университете национальной обороны. Высшее должностное лицо государства держалось очень серьезно, говорило аккуратно, но иногда слишком округленно, дипломатично. Посудите сами. «Никому не следует думать, что эта земля — средоточие для чужих непрямых войн, — заявил он. — Попытки такого использования страны приведут чужие силы к самоуничтожению». Видно, что в такой стране, как Афганистан, Ашрафу Гани приходится не столько руководить, сколько быть spokesperson — пресс-секретарем американского президента Барака Обамы. И он как добросовестный человек это четко сознает.

Однако кого имел в виду афганский президент, когда говорил о «чужих силах»? Отношения с соседями вроде нормальные. Во всяком случае, пока. Кто же тогда угрожает Афганистану? Ответ на этот вопрос содержится в сообщении представителя Афганистана в ООН Захира Танина, прозвучавшем синхронно с выступлением афганского президента уже в далеком Нью-Йорке. «В настоящее время печально известная группировка „Исламское государство“ расширяет свою деятельность, в том числе и на территории Афганистана», — сообщил Захир Танин. Его речь фактически стала первым официальным признанием присутствия отрядов «Исламского государства» в Афганистане. Дипломат подчеркнул, что эта организация на данный момент представляет сравнительно небольшую угрозу, поскольку главным противником официальных властей по-прежнему остаётся движение «Талибан».

На том же заседании Совбеза выступил спецпредставитель Генерального секретаря ООН по Афганистану Николас Хейсом. Глава афганской миссии признал, что влияние «Исламского государства» ещё не укоренилось в стране, но представляет опасность в связи с тем, что к организации могут примкнуть боевики других группировок.

Не осталось без внимания международных СМИ и интервью американского президента Барака Обамы телеканалу Vice News, в котором он рассказал о своем видении роли США в образовании террористической группировки «Исламское государство» (ИГ). Президент прямо заявил об участии Штатов в ее зарождении. «ИГ является прямым наследником „Аль-Каиды“ в Ираке, который вырос из нашего вторжения в эту страну», — отметил он. Однако позже американский лидер назвал действия США в Ираке после терактов 11 сентября 2011 года «непреднамеренными» и подчеркнул, что не ожидал, что они вызовут такую агрессию со стороны местных боевиков и приведут к новому бандформированию. Несмотря на признание роли США в порождении ИГ, Обама добавил, что Вашингтон и международная коалиция будут продолжать бороться с террористами, и на территории Ирака в том числе. Правда американский президент не упомянул Афганистан. Но это, как говорится, само собой разумеется. Ведь американский PR-проект ИГ что для США, что для Афганистана преследует одну цель — остановить исламистов «на дальних подступах» и сохранить своё влияние в регионе, которое в случае победы ИГ рассыплется в пыль. Если Обама признается, что уход США из Ирака обернулся появлением «Исламского государства», значит, он понимает, что уход из Афганистана тоже создаст проблемы для США. Поэтому он намерен не ослаблять свое внимание к вопросу борьбы с «Исламским государством» и в Афганистане.

Ашраф Гани понимает, что в последнее время произошло смещение приоритетов Запада — от афганских проблем к борьбе с «Исламским государством». Такое изменение приоритетов происходит на фоне сворачивания американского военного присутствия в стране. В связи с этим возникает вопрос укрепления государственного суверенитета и независимости во всех сферах, и в первую очередь усиления национальных сил безопасности. Им предстоит выдержать серьезный экзамен на способность самостоятельно противостоять этой угрозе. Насколько он будет успешным, покажет время.

Пока же, по словам выступившего на днях на заседании СБ по афганскому урегулированию заместителя постоянного представителя РФ при ООН Владимира Сафронкова, спустя более 13 лет присутствия иностранных контингентов в Афганистане сохраняется «крайне сложное положение», характеризующееся растущей активностью боевиков, жертвами нападений которых по большей части становятся мирные жители. По данным миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА), в 2014 году в Афганистане погибли более 10 тыс. гражданских лиц. Такое положение дел свидетельствует: международные силы содействия безопасности ушли из страны, так, по сути, и не выполнив возложенный на них Советом Безопасности ООН мандат. Равно как не предоставили и полноценный отчет о проделанной ими за 13 лет пребывания в Афганистане работе. Зампостпреда РФ выразил уверенность в том, что экстремисты «будут испытывать на прочность» афганские власти, которые теперь несут ответственность за ситуацию с безопасностью в стране, а также воспользуются уходом иностранных сил «для изменения соотношения сил в свою пользу». Не сомневается в этом и афганский президент Ашраф Гани, выступивший на днях перед выпускниками военного университета с призывом защищать мирных граждан. Хотя он долгие годы жил среди американских небоскребов, но все же не может не знать, что в последние десятилетия в сознании афганцев приближение весны всегда ассоциировалось с началом традиционной для боевиков эскалации напряженности в стране.