Законопроект о введении уголовной ответственности для юридических лиц внесен в Госдуму

Законопроект об уголовной ответственности для юридических лиц внес в Государственную думу РФ депутат Александр Ремезков («Единая Россия»). Об этом корреспонденту ИА REGNUM 23 марта сообщили в аппарате Госдумы. Инициатива допускает возможность привлечения организации к уголовной ответственности только за те деяния, за которые Особенной частью УК РФ прямо предусмотрено наказание, применяемое к юридическим лицам. Такое наказание устанавливается лишь за те преступления, обязанность введения ответственности юридических лиц за которые предусмотрена международными конвенциями и другими международными нормативными правовыми актами, ратифицированными Российской Федерацией, а также за отдельные сопутствующие им преступные деяния.

За что будут наказывать

В частности, предполагается, что уголовная ответственность юрлиц будет наступать по ряду статьей УК: 120 — Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации; 127.1 — Торговля людьми; 127.2 — Использование рабского труда; 174 — Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем; 184 — Оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования или зрелищного коммерческого конкурса; 204 — Коммерческий подкуп; 205 — Террористический акт; 205.1 — Содействие террористической деятельности; 205.2 — Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма; 205.4 — Организация террористического сообщества и участие в нем; 208 — Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем; 212 — Массовые беспорядки; 242.1 — Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних; 272 — Неправомерный доступ к компьютерной информации; 273 — Создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ; 277 — Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; 278 — Насильственный захват власти или насильственное удержание власти; 279 — Вооруженный мятеж; 13 280 — Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и так далее.

Особенности квалификации

В проекте закона предусматриваются особенности квалификации деяния и уголовной ответственности организаций, использовавших при совершении преступления другую организацию. Так, организация, заказавшая преступление организации, совершившей его в качестве исполнителя или давшая ей соответствующее указание либо руководившая действиями (бездействием) такой организации, подлежит уголовной ответственности в качестве организатора. Организация, использовавшая в этих целях фиктивную организацию, подлежит уголовной ответственности в качестве исполнителя (посредственное исполнение). С учетом того, что вина фиктивной организации, используемой в данном случае фактически в качестве орудия совершения преступления, отсутствует, проектом закона предусматривается применение к ней не уголовного наказания как к организациям, имеющим надлежащую юридическую личность, а мер уголовно-правового характера в виде исключения записи о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Широкий спектр санкций

Проект закона предусматривает широкий спектр основных и дополнительных видов наказаний, которые могут быть назначены судом юрлицам, признанным виновными в совершении преступлений, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, тяжести наступившего общественно опасного последствия, степени достаточности мер, принятых организацией для предупреждения и пресечения преступления, нейтрализации его негативных последствий, а также данных, характеризующих саму организацию, в том числе ее предыдущие судимости, благотворительную и иную общественно полезную деятельность.

Такие виды наказаний, как запрет на осуществление деятельности на территории России, а также принудительная ликвидация определяются в проекте закона в качестве исключительных мер наказания, которые могут быть назначены юридическому лицу, причастному к особо тяжкому преступлению, при невозможности применения к нему более мягкого вида наказания с учетом тяжести совершенного деяния, а также характера наступивших последствий. Такой вид наказания ждет юрлицо, совершившее особо опасные преступления против личности, общественной безопасности и мира.

Проект закона предусматривает два вида штрафа — в виде единовременной выплаты в размере от 200 тыс. до 30 млн рублей, а также в виде выплаты в размере, кратном полученному организацией преступному доходу, причиненному преступлением имущественному ущербу или стоимости приобретенного преступным путем имущества (кратный штраф).

Верхняя граница штрафа, а также возможность применения исключительной меры наказания определяют также категорию преступления (небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое). Определяется, что при назначении штрафа помимо иных оснований назначения наказания учитывается имущественное положение виновного юридического лица.

Такие виды наказаний, как лишение лицензии, квоты, преференций или льгот, а также лишение права заниматься определенным видом деятельности могут назначаться исключительно по отношению к тому виду деятельности, при осуществлении или в связи с осуществлением которой было совершено преступление.

Кроме того, инициатива предусматривает ряд положений, направленных на предупреждение действий, связанных с неисполнением наказания, назначенного юридическому липу, посредством совершения фиктивных сделок, преследующих цель вывода активов из компании.

Судимость юрлица

Проектом закона предусматривается, что признание организации виновной в совершении преступления на основании приговора суда повлечет для нее судимость на определенный срок. Учет судимости организации позволит добросовестным участникам коммерческого оборота проявлять большую осмотрительность при выборе контрагента. В том числе это обстоятельство будет учитываться органами государственной власти и местного самоуправления при проведении приватизации или размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Уголовно-процессуальные гарантии

Проектом закона также предусматривается процедура привлечения юридического лица к уголовной ответственности, которая гарантирует подозреваемому или обвиняемому юрлицу объем уголовно-процессуальных прав и гарантий, фактически соответствующий правам и гарантиям подозреваемого и обвиняемого физического лица. Предполагается, что от имени юридического лица его права и обязанности в уголовном судопроизводстве будет осуществлять представитель, который может быть определен самим юридическим лицом либо назначен следователем. Для исключения злоупотреблений со стороны правоприменительных органов и обеспечения неукоснительного соблюдения прав и законных интересов юридических лиц устанавливается, что участие представителя подозреваемого и обвиняемого юридического лица в уголовном судопроизводстве обязательно.

Производство по делам в отношении юридических лиц проектом закона отнесено к подследственности следователей Следственного комитета России и должно будет осуществляться в форме предварительного следствия.