Интервью ИА REGNUM

Космонавт-исследователь Зигмунд Йен совершил космический полёт по международной программе «Интеркосмос» с 26 августа по 3 сентября 1978 года на советском корабле «Союз-31» вместе с командиром корабля ветераном советской космонавтики Валерием Быковским. Экипаж пробыл на орбитальной станции «Салют-6» около восьми суток. В 1989 году, перед объединением Германии и ликвидацией Германской Демократической Республики, он был уволен из армии, у него были изъяты высшие правительственные награды ГДР, в том числе орден Карла Маркса. Ему также грозила конфискация имущества. Долгое время правительство ФРГ отказывалось официально признавать Зигмунда Йена первым астронавтом Германии. Ситуация разрешилась лишь после того, как тогдашний руководитель российского Центра подготовки космонавтов Пётр Климук фактически оказал давление на германские власти, выразив полную поддержку кандидатуре Зигмунда Йена на должность официального представителя ЕКА (Европейского космического агентства) в Центре подготовки им. Юрия Гагарина в подмосковном Звёздном Городке.

Зигмунд Йен побеседовал с российским документалистом Романом Газенко об отказе германского канцлера Ангелы Меркель принять участие в праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Господин Йен, как Вы лично расцениваете отказ канцлера Германии Ангелы Меркель прибыть в Москву на празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне?

Понимаете, я не политик и не могу и не хочу вмешиваться в дела правительства, но лично я считаю, что это некрасиво. Не хочу оценивать эти политические «штучки», но для меня лично и для моих друзей это наша победа, потому что Советская армия освободила Германию. Это — однозначно историческое событие на все времена. Россия — правопреемница Советского Союза. Значит, это — её победа по праву.

А сами отмечать будете?

Конечно. Меня ежегодно приглашает российское посольство в Берлине, и я принимаю участие в этом празднике.

Ваша личная история очень тесно связана с нашей страной. Вы — один из последних Героев Советского Союза. Что значит для Вас это звание?

Я ношу на груди звезду Героя Советского Союза. Мне это очень дорого. Я понимаю, что это связывает меня с героями Великой Отечественной войны. Звание Героя ГДР и другие правительственные награды бывшей Восточной Германии уже недействительны, а звание Героя СССР — это единственная награда, которую у меня никто не посмеет и не сможет отобрать. А эмоционально — советские и российские космонавты — очень близкие мне люди. Я каждый год приглашаю их ко мне в мой скромный дом, в мою родную деревню. Там открыта выставка, посвящённая нашим полётам. И они, как правило, принимают эти приглашения. Этот год — не исключение. Я лично чувствую себя в неловком положении, когда смотрю, как между Германией и Россией что-то происходит не так, как было раньше. И история однозначно показывает: когда Германия и Россия были близки друг другу, это приносило Германии только хорошее. И я не хочу, чтобы немцы когда-либо снова оказались на стороне врагов бывшего Советского Союза и России — страны, которую я очень люблю.

Программа «Интеркосмос», без сомнения, стала вершиной международного космического сотрудничества. С орбиты границ не видно. Но есть место подвигу. И требуется филигранная слаженность международных экипажей. Не стоит ли пожелать этого политикам?

Месяц тому назад закончился космический полёт, в котором принимал участие вместе с русским и американским космонавтами немец Александр Герст. И когда их спрашивали, как они относятся к «недоразумениям» между США, Германией и Россией, они обнялись и сказали, что они выполняют одну общую задачу и никто им в этом не сможет помешать.

* * *

Согласно сообщению германского еженедельника DieZeit, канцлер ФРГ Ангела Меркель отклонила приглашение Владимира Путина принять участие в праздновании 70-летия Победы в Москве 9 Мая. Она объяснила свой отказ тем, что «на Красной площади будут показаны танки и оружие, которые, „возможно“, воюют на востоке Украины». Она заявила, что это бы было оскорблением Украины. Тем не менее глава германского правительства приняла компромиссное решение: она прибудет в Москву 10 мая, чтобы возложить цветы на Могиле Неизвестного Солдата.