Башкирская Торговая Ассоциация (БТА) объявила о замораживании цен на ряд продовольственных товаров в нескольких сетях республики с конца марта до мая 2015 года. Как пояснили ИА REGNUM в Государственном комитете РБ по торговле и защите прав потребителей, «данная инициатива идет не в ущерб и не за счет производителя и поставщика, а по договоренностям с ними». Таким образом, власть «договорилась», признав, что все повышения необоснованны — делают вывод эксперты ИА REGNUM.

По словам председателя БТА Виталия Черевкова, региональные сети не станут ограничиваться списком социально значимых продовольственных товаров, и каждая сеть магазинов станет «индивидуально формировать список продовольственных товаров, цена на которые останется неизменной в течение определенного времени».

В Уфе сеть магазинов «Ярмарка» установила специальные ценники на чай, хлеб, молоко, тушенку, рыбные консервы, растительное масло и сосиски. Стерлитамакская сеть «Продтовары» заморозила цены на хлеб, молоко, лаваш, муку, манную крупу, овсяные хлопья, соль, сгущенку, сосиски, мясо птицы, гречневую крупу и ряд других товаров. В скором времени к акции подключатся и другие сети из нескольких городов республики.

«С октября 2014 года между членами БТА было достигнуто соглашение, по которому наценка на социально значимую группу товаров будет минимальной, — напомнил Черевков. — Хлеб, молоко, яйца и другие продукты этого ряда, выступают своеобразными индикаторами, по которым покупатель оценивает магазин, поэтому представители торговли держат наценку на данные продукты от 6 до 10%».

Покупатели-уфимцы восприняли инициативу со сдержанным одобрением, однако высказали свои опасения. Наиболее типичны следующие отзывы: «спасибо и на этом, с худой овцы хоть шерсти клок», «хорошо, но как бы после „разморозки“ цены не поднялись ввысь слишком резко», «прекрасная новость, но слишком недолго, фактически всего месяц».

Молодые уфимцы реагировали более критически. «Это ничего не меняет, — категоричен менеджер Максим Кривенков. — Продавцы будут отбивать убытки за счет повышения цен на другие товары. И наверняка, во втором варианте для меня товары важнее, чем те, которые заморозят».

Маркетологи считают, что БТА была вынуждена пойти на «заморозку» цен, отмечая отсутствие объективных причин роста цен в некоторых случаях. «Цены растут без привязки к чему либо, на основе страхов продавцов и их негативных прогнозов, — полагает доцент кафедры коммерции и предпринимательства ИУБП БашГУ Михаил Бреслер. — Естественно, что покупать стали меньше, поэтому продавцам просто некуда деваться».

Экономист Ринат Гатауллин видит в подобном шаге «желание БТА сделать что-то приятное для властей республики». «Доля товаров на продовольственном рынке от местных производителей, к сожалению, не слишком велика, чтобы краткосрочная заморозка цен дала какой-то ощутимый эффект, — констатирует собеседник агентства. — Отсутствие выплаты компенсаций продавцам говорит о временном характере и показательности акции. Кроме того, некоторым недешевым республиканским ритейлерам из-за обострившейся конкуренции просто необходимо приблизить цены к ценам относительно недорогих сетей из других регионов».

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Башкирии только за январь 2015 года на 17,26% подорожали яйца, на 2,6% — хлебобулочные изделия, на 6,7% — молоко.