Карельские законодатели предлагают оставить ЕГЭ только как вступительный в вузы

Законопроект, предлагающий отказаться от ЕГЭ как от формы итоговой аттестации, внесло в Государственную думу РФ заксобрание Республики Карелия. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 27 марта сообщили в аппарате Госдумы. Парламентарии предлагают оставить за ЕГЭ функцию вступительного экзамена в вузы.

Авторы инициативы отмечают, что ЕГЭ проводится по 11 общеобразовательным дисциплинам, при этом обязательными являются только два экзамена: русский язык и математика. Для получения документа о среднем образовании школьнику необходимо сдать эти два экзамена на минимальный балл. ЕГЭ по остальным предметам выпускники сдают добровольно при желании продолжения обучения в вузах. «В силу их необязательности, эти экзамены не могут считаться аттестационными. Таким образом, из всего комплекса единого государственного экзамена аттестационными являются только два экзамена, остальные актуальны как вступительные экзамены в образовательные организации высшего образования», — приводят аргумент авторы законопроекта.

Минимальный уровень результатов ЕГЭ по русскому языку и математике, необходимый для получения аттестата, крайне низок, считают они. К тому же сложилась практика корректировки (в сторону понижения) минимального порога баллов ЕГЭ в зависимости от результатов экзамена, что является прямым нарушением положения закона «Об образовании в РФ» о независимости и объективности итоговой аттестации. «Эта практика еще более подрывает общественное доверие к единой итоговой аттестации», — указывают депутаты.

Предложение Рособрнадзора о разделении единого экзамена по математике на два уровня — базовый и профильный (базовый уровень — это аттестационный экзамен, профильный — вступительный) еще раз продемонстрировало невозможность решения описанной выше проблемы в рамках единого экзамена, уверены они. «Уровень заданий базового экзамена, предложенный в демонстрационной версии, оказался низким, что вызвал волну общественного возмущения. Введение базового экзамена приведет к дальнейшему снижению планки государственной итоговой аттестации по математике», — отмечают авторы законопроекта.

Кроме того, напоминают депутаты, в 2014 году введено итоговое выпускное сочинение — традиционная для образования форма итоговой аттестации по русскому языку и литературе — «выпускное сочинение как средство итоговой аттестации с успехом заменит ЕГЭ по русскому языку».

Также парламентарии припомнили и то, что участниками форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» в октябре 2014 года было внесено предложение о рассмотрении вопроса об освобождении от сдачи ЕГЭ тех школьников, которые не собираются продолжать обучение в образовательных организациях высшего образования. Это предложение было поддержано президентом РФ Владимиром Путиным. «Следует отметить, что реализация этого предложения означает фактическое упразднение аттестационных функций единых экзаменов по русскому языку и математике», — считают они. «Также, результаты ЕГЭ в различных школах зависят от многих факторов (в том числе и социальных) и не всегда связаны напрямую с работой школы и учителя. Практика оценивания учителя по результатам ЕГЭ вступает в противоречие с принципом справедливости», — отмечают парламентарии.