В республике проводится целенаправленная политика по искоренению любых напоминаний об общем советском прошлом

Памятник генералу Сабиру Рахимову (снесен).

В Узбекистане снос памятников, напоминающих своим существованием о советском прошлом, принимают все более массовый характер. Так, несколько дней назад в центре Ангрена был разрушен обелиск, установленный в 1967 году в память о жителях города, погибших во время Великой Отечественной войны, пишет информационно-аналитический портал «AsiaTerra».

Как отметило издание, «об отношении к монументу со стороны местных властей говорит уже тот факт, что когда у солдата, стоящего перед обелиском, кто-то отбил части фигуры и приклад автомата, то в ходе „реставрации“ они были залеплены не гипсом, а глиной».

В Ангрене есть еще один памятник солдатам Великой Отечественной, установленный в честь 30-летия Победы над фашистской Германией и носящий народное название «Три штыка», поскольку выполнен в форме трех устремленных вверх многометровых штыков из металла. «И он тоже в таком же состоянии — от постамента постепенно отваливается плитка», — констатирует портал.

Аналогичная ситуация произошла около года назад в областном центре Сырдарьинской области городе Гулистан, где был снесен памятник солдатам Великой Отечественной войны, представлявший собою скульптурную композицию с пятью фигурами, и находившийся в хорошем состоянии. «Уничтожение этого памятника легко списать на руководство города, однако в узбекских реалиях оно ничего не делает по своей инициативе и никогда не решилось бы на подобный шаг без санкции свыше», — говорится в статье.

Также авторы напомнили о демонтаже в 2011 году памятника Сабиру Рахимову — единственному узбекскому генералу Второй Мировой войны, командиру 395-й стрелковой дивизии в составе 56-й армии, а затем 37-й гвардейской стрелковой дивизией в 65-й армии. Станция метро в Ташкенте, носившая его имя, была переименована в «Олмазор» («Яблоневый сад»), а затем были лишены его имени район в узбекской столице, район в Ферганской области, улицы в Ташкенте, Ургенче, Фергане и Навои, а также были переименованы все школы и лицеи имени Сабира Рахимова.

«Через некоторое время, после бури возмущения в Интернете и крайне негативной реакции российских СМИ, власти Узбекистана решили избежать развития скандала — памятник откуда-то вытащили и установили на задворках парка культуры и отдыха имени Гафура Гуляма. Там он сейчас и стоит — лишенный высокого пьедестала и даже таблички с именем», — пишет издание.

Также в столице Узбекистана были уничтожены мемориал памяти ушедших на фронт рабочих завода «Ташсельмаш» и стоявший перед музеем Вооруженных Сил памятник «Защитнику Родины» (ранее именовавшийся памятником «Защитнику южных рубежей Советского Союза»), а также аллея с бюстами военных из различных родов войск.

«Снос памятника Защитнику Родины наделал много шума. Правда, МИД России проигнорировал эту выходку, но представители прокремлевского движения „Наши“ провели одиночный пикет возле здания узбекского посольства. После этого посол Узбекистана в России Ильхом Нематов солгал, что все экспонаты музея сняты на реставрацию к празднованию 65-летию Победы, и к празднику будут возвращены на свои места. Российская сторона сделала вид, что поверила и успокоилась. Конечно, разрезанного солдата на место не вернули, а на его место водрузили памятник современному узбекскому воину, который, преклонив колено, почему-то целует государственный флаг, а не знамя полка — в нарушение воинского устава», — уточнил интернет-портал.

Глава Узбекистана Ислам Каримов, выступая на церемонии открытия нового памятника, заменившего «Защитника Родины» заявил следующее: «Если сравнить вновь возведенный монумент с прежним памятником, который на протяжении долгих лет стоял на этом месте, отражая идеологию старого строя, думаю, многое становится ясным без лишних комментариев».

Вслед за этим правительственное информагентство «Жахон» выдало официальное разъяснение необходимости сноса памятника. «Монумент „Защитнику южных рубежей Советского Союза“ был разобран как морально устаревший, утративший свой смысл и не несущий какой-либо художественной нагрузки. Строительство музея и установка памятника не были связаны с чествованием каких-либо памятных дат второй мировой войны. Кроме того, этот монумент не является символом, увековечивающим память воинов, павших во Второй Мировой войне, а лишь отражал идеологию старого режима», — говорится в сообщении.

Авторы статьи отмечают, что большинство памятников участникам Второй Мировой войны объединяет то, что они находятся в полузаброшенном состоянии, «Вечные огни» перед ними нигде не горят. По их мнению, это «не недосмотр нынешней узбекской власти, а проявление навязываемой Иcламом Каримовым госидеологии». «Если бы речь шла о памятнике Тамерлану, из простого разбойника ставшего правителем государства и завоевателем, покорявшим и грабившим соседние страны, ситуация была бы совсем иной», — считают они.

Издание подчеркивает, что «совсем стереть память об общем государстве и общем участии в борьбе с фашизмом узбекским властям сложно, поскольку это могло бы вызвать серьезное охлаждение в отношениях с Россией, но ее можно незаметно переиначить, видоизменить, и в Узбекистане пытаются это сделать».

«Так, в 1995 году по инициативе президента Каримова пятиконечные советские звезды повсюду были заменены восьмиконечными. Такими стали звездочки на погонах узбекских военных, медали новых узбекских наград, в облик большинства орденов была вписана восьмиконечная звезда. Но самое главное, что пятиконечные звезды на памятниках и мемориалах в большинстве случаев тоже были заменены восьмиконечными, как будто солдаты Второй мировой воевали именно с этими звездами на знаменах, касках и пилотках. Кроме того, по всей стране металлические пятиконечные звезды, откуда вырывались языки „Вечного огня“, были заменены восьмиконечными», — уточняется в статье.

Также издание заострило внимание на том, что таблички перед большинством монументов героям Великой Отечественной были заменены отражающими современную идеологию национальной независимости Узбекистана. «То есть, слова о том, что солдаты сражались с фашизмом, были исключены и заменены словами о том, что они „сражались за независимость нашей родины“. По смыслу вроде бы верно, однако в контексте узбекской идеологической доктрины смысл кардинально меняется — солдаты с восьмиконечными звездами, оказывается, бились за независимость Узбекистана от „колониального режима“», — пояснили авторы.

Еще одной тенденцией стала замена советских памятников героям Великой Отечественной новыми, более пышными и масштабными, и одновременно предельно стандартными монументами — естественно, созданными по идее и по инициативе президента Каримова. «На них изображается узбекская мать, печалящаяся о погибшем на войне сыне. Стандартный образец этого памятника по указанию его „архитектора“ почти в каждом городе сменил старый советский памятник. С одной стороны вроде бы не подкопаешься: памятник-то есть. С другой — если старые советские памятники героям войны имели подчеркнуто интернациональный характер, то новый памятник наоборот, подчеркнуто узбекский национальный», — пишет издание.

Авторы отмечают, что «национализм здесь ни при чем, поскольку и узбеки, и таджики вполне уважительно относятся к памяти погибших солдат, и к подобным вещам совершенно не склонны». «Подоплека происходящего совсем в другом, в том, чего люди, не живущие в Узбекистане, просто не знают: в самой личности Ислама Каримова. Отсюда проистекает и запрет на употребление словосочетания „Советский Союз“ и „Герой Советского Союза“ или „Герой Социалистического труда“. В современных узбекских учебниках истории пишут о войне, умудряясь обходиться без подобных фраз», — говорится в статье.

Более того, негласно власти Узбекистана запретили публиковать фотографии героев с пятиконечными звездами на груди, а также показывать ветеранов с этими звездами и другими советскими наградами по телевидению.

Кроме того, как пишет издание, в «республике уничтожаются не только памятники солдатам и офицерам Великой Отечественной и госдеятелям времен СССР, но обычные памятники советского периода — монументы, изображающие скульпторов, рабочих, колхозников, спортсменов или же известных людей, не входящих в современный идеологический пантеон».

Так, в октябре 2012 года в Ташкенте был снесен бюст советского летчика Валерия Чкалова, установленный на станции метро, носящей его имя. Эта станция находится возле крупнейшего предприятия столицы Узбекистана — авиазавода имени Чкалова. Причину сноса узбекские власти объяснять не стали, а станция метро была тогда же переименована.

«В 2008 году был снесен памятник Гагарину в Самарканде. В июле 2009 года в том же городе был уничтожен памятник Свободе, простоявший в центральном парке почти девяносто лет. В 2009 году был демонтирован стоявший возле дворца Дружбы народов в центре Ташкента памятник семье Шамахмудовых, усыновившей в начале Великой Отечественной войны 15 осиротевших детей, среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах и татарин. Формальным поводом для ее сноса узбекские власти назвали срочную необходимость переименования дворца Дружбы народов в дворец Истиклол (Независимости). Позже, после массового негодования в Сети, а также в российских СМИ, власти слегка изменили свои намерения и перетащили слегка пострадавшую скульптурную композицию на окраину города», — поясняет интернет-портал.

Подводя итоги, авторы статьи отметили, что «примерно с середины 1990-х годов ведется тихая, но планомерная работа по уничтожению памятников советского времени, которая целиком и полностью укладываются в общую линию, исходящую от президента Ислама Каримова».

«Несмотря на все вышеперечисленное, а также то, что в 1996 году Ислам Каримов лишил русский язык официального статуса, переименовал 95 — 98% объектов, носящих русские или же просто неузбекские названия, в России он считается „дружественным“, близким, и какая-либо критика в его отношении в российских СМИ является редчайшим исключением», — резюмируют они.