Американская General Dynamics Information Systems & Technology вышла из статуса генерального подрядчика в разработке нового учебно-тренировочного самолета (УТС) Т-100, который разрабатывается на базе итальянского УТС Alenia Aermacchi M-346. Самолёт принимает участие в тендере ВВС США T-X, целью которого является поиск замены устаревшему УТС Т-38, сообщает defensenews.com.

Решение было принято практически сразу после того, как ВВС США выпустили свои финальные требования к новому самолету. По-видимому, именно новые требования и стали причиной отказа, хотя внятной причины в компании не назвали: «В рамках реорганизации бизнеса компании, мы отказывается участия в программе T-Х в качестве генерального подрядчика». Представители итальянского партнёра Alenia Aermacchi комментариев пока не дают.

Аналитик Teal Group отмечает, что перспективы у иностранных компаний, выступающих основными в американских тендерах ВВС, практически всегда отсутствуют. Поэтому дальнейшие действия итальянской компании трудно предсказать.

Программа T-X предусматривает производство 350 новых УТС для замены самолетов Т-38 ВВС США. В конкурсе участвуют четыре конкурента: Т-50 от Lockheed Martin/Korean Aerospace Industries; Scorpion от Textron AirLand's, и 2 новых проекта, проектируемых коалициями Boeing/Saab, Northrop Grumman/BAE Systems/L-3. Победитель тендера получит этот огромный рынок учебной авиации на ближайшие 30 лет.

Самолёт M-346 создан на основе совместного российско-итальянского проекта УТС (изначально он так и назывался), который распался из-за разногласий — в итоге обе стороны получили документацию на самолёт и выпустили свои собственные машины: ОКБ Яковлева создало Як-130, а Alenia Aermacchi — M-346. Обе машины, естественно, получились очень похожи друг на друга, так что, по сути, в тендере на основной УТС США участвует самолёт с «российскими корнями», правда теперь его перспективы очень туманны.