Руководитель Центра международных исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаил Нейжмаков об американской стратегии национальной безопасности-2015

По оценке аналитиков Совбеза РФ, американская стратегия национальной безопасности-2015 «имеет явную антироссийскую направленность». Действительно, Россия в документе практически всегда упоминается в негативном ключе. Уже во вводной части стратегии проблемы США с нашей страной и ИГИЛ объединены в одном предложении. Подраздел «Наращивание возможностей по предотвращению вооруженных конфликтов» начинается со слов о России, имеющей «опасные устремления в отношении соседних стран», одновременно с «провокационной политикой Северной Кореи». То есть, Стратегия нацбезопасности США ставит Россию в один ряд с не просто проблемными, а откровенно внесистемными международными игроками.

Показательно описание набирающих силу государств: «Потенциал Индии, подъем Китая и агрессивные действия России». Даже Иран, много лет бывший одним из главных антигероев американской пропаганды, характеризуется куда нейтральнее.

Специалисты российского Совбеза видят в американской Стратегии намек на возможность применения "усовершенствованных технологий «цветных революций» в отношении нашей страны. Но здесь есть нюансы. С одной стороны, в документе и правда есть намеки на «цветные технологии». Например, подраздел «Поддержка гражданского общества и молодых лидеров» или упоминание, что «властям часто приходится вступать с гражданами в противоречия, обусловленные развитием технологий, молодостью участников протеста, а также…с представителями развивающегося среднего класса». С другой, как раз внутриполитическую ситуацию в России стратегия и не затрагивает. «Открытая дверь для взаимодействия» с Москвой, ожидаемая от нее «модель поведения» — это не некие внутренние реформы, а «уважение суверенитета и демократических процессов в соседних государствах». Это значит, что Вашингтон либо пока не считает «цветной» сценарий для России реалистичным, либо просто не хочет поднимать эту тему слишком рано.

В стратегии нацбезопасности США есть интересные моменты, на которых в пресс-релизе Совбеза РФ не стали акцентировать внимания. Например, Белый Дом намерен добиваться «снижения риска возникновения энергетических конфликтов в Арктике». Учитывая, что западные санкции в сфере технологий как раз и должны были ударить по проектам освоения российского арктического шельфа, это может быть намеком на намерение продолжать такую политику со стороны США и их союзников.

Вопрос в том, насколько серьезно стоит воспринимать такие документы Белого Дома. Не будем забывать: хотя в самом документе стратегия называется «компасом для администрации», на деле там очень мало цифр, фактов и конкретных рекомендаций, зато предельно много пафоса и абстрактной риторики. По сути, это не руководство к действию для американских дипломатов и силовиков, а посыл для внешнего наблюдателя: американских избирателей и зарубежных партнеров США.

Уходящая администрация Обамы хочет доказать своему избирателю, что два президентских срока их патрона прошли не зря, а в неудачах виноваты вовсе не нынешние обитатели Белого Дома. Та же «арабская весна», по оценке стратегии, «имела место в регионе со слабыми демократическими традициями, могущественными авторитарными элитами…. и высокой активностью экстремистов. Поэтому не удивительно, что успехов на пути демократии удалось достичь не всем странам». То есть, как говорил один из героев Стругацких, «виноват даже не я, а проклятая наследственность».

Другой посыл документа для внутренней аудитории — демонстрация угроз, из-за которых, как прямо сказано в тексте, нужно «добиться прекращения дальнейшего секвестра расходов на оборону». Вот здесь как раз и пригодится «агрессивная» Россия, потому что КНДР и даже ИГИЛ сами по себе для обоснования новых оборонных расходов выглядят не столь внушительно. При этом, проблемы с Москвой все равно не подаются в качестве основных. Среди потенциальных стратегических рисков стратегия в первую очередь называет «атаку против национальной критической инфраструктуры», то есть терроризм.

Главный посыл для внешней аудитории, который рефреном проходит через весь документ — предложение союзникам разделить бремя борьбы с глобальными угрозами («обеспечивать лидерство, полагаясь на надежных партнеров», «увеличение совместного вклада участников», «наращивание потенциала иностранных партнеров»). Здесь тоже пригодится намек на «российскую угрозу». В документе есть интересная реплика: «Североатлантический альянс силен как никогда вследствие вклада в его деятельность со стороны стран Северной Европы и новых членов, таких как Польша и государства Балтии». Это именно те страны, которые стали еще активнее наращивать оборонный потенциал и военное сотрудничество с США с началом украинского кризиса. Отметим, что Барак Обама еще в ходе своего выступления в июне 2014 года и Джозеф Байден в ходе визита в Бухарест в мае того же года говорили об укреплении военного потенциала восточноевропейских стран. А где усиление военного сотрудничества, там и укрепление политической связки. Привязывая к себе восточноевропейские страны, опасающиеся России, США через них укрепляют собственное влияние в ЕС.

Подводя итоги, еще раз повторимся. Стратегия нацбезопасности США — не столько набор конкретных рекомендаций для силового блока, сколько пропагандистский документ. Включая туда реплики с «антироссийским зарядом», Белый Дом не столько давит на Москву, сколько «пугает Россией» — использует эту тему для решения собственных проблем с избирателями и внешнеполитическими союзниками.

Напомним, что Аппарат Совета Безопасности Российской Федерации провел анализ Стратегии национальной безопасности США, принятой в феврале 2015 года. Он показал, что в отличие от предыдущей (2010 г.) редакции она имеет явную антироссийскую направленность и формирует негативный облик РФ в мире. Подчеркивается необходимость сдерживания «агрессии России», прежде всего в отношении Украины. Отмечается, что США будут сохранять бдительность относительно стратегических возможностей России, а также помогать союзникам и партнерам противостоять российской политике. Сделан особый акцент на продолжении взаимодействия США с европейскими союзниками с целью политической и экономической изоляции России «за ее вмешательство в дела Украины». Вооруженные силы рассматриваются как основа национальной безопасности США, а военное превосходство считается главным фактором обеспечения американского мирового лидерства. Внешнеполитическими приоритетами на ближайшую перспективу определены комплексное обеспечение безопасности США и их союзников, стремление к полной ликвидации ядерного оружия, обеспечение беспрепятственного доступа американских товаров на мировые рынки, продвижение в мире американских ценностей, формирование «более эффективного и справедливого» миропорядка при ведущей роли США. К угрозам национальной безопасности отнесены: нападение на территорию США и объекты критической инфраструктуры, на американских граждан и представителей стран-союзниц за пределами страны; глобальный экономический кризис; применение и распространение оружия массового поражения; эпидемии инфекционных заболеваний; негативные последствия изменений климата; нарушение функционирования мирового энергетического рынка; распространение насилия и преступности с территорий нестабильных стран. Провозглашен «стратегический поворот» в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона. США планируют укреплять союзы с Японией, Южной Кореей, Австралией, Филиппинами, развивать сотрудничество с Вьетнамом, Индонезией, Малайзией. К категории партнеров США отнесена Индия. США впервые заявили о намерении соперничать с Китаем с позиции силы, добиваясь соблюдения им норм международного права по широкому кругу вопросов — от обеспечения безопасности морского пространства до торговли и соблюдения прав человека. Под пристальным контролем остается военная деятельность Китая. Среди международных организаций роль ведущих партнеров США отведена НАТО и Европейскому союзу.