Башкирские эксперты считают решение правительства РФ о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам срочной мерой, однако оно не решает проблемы сверхцентрализации финансов

Башкирия получила отсрочку на 10 лет по крупному государственному кредиту в 1,5 млрд рублей, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Эта возможность предоставлена Правительством РФ, утвердившим правила проведения в 2015 году реструктуризации задолженности субъектов Федерации по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Федерации в 2010-2011 годах.

Как ранее информировало ИА REGNUM, возможностью реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам сможет воспользоваться 71 субъект Федерации, расходы которых на погашение долговых обязательств будут сокращены на общую сумму 93,8 млрд рублей, в том числе в 2015 году — 51,7 млрд рублей, в 2016 году — 39,7 млрд рублей, в 2017 году — 2,4 млрд рублей. Реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам позволит стабилизировать ситуацию со сбалансированностью бюджетов субъектов Федерации, снизит долговую нагрузку на региональные бюджеты и будет способствовать повышению их устойчивости.

Данное решение избавит Башкирию от необходимости начать гасить в 2015 году 1,5 млрд рублей займа, взятого в 2010 году на строительство, реконструкцию и капремонт автодорог. В частности, речь шла о строительстве объездной автодороги в районе Уфы между федеральными трассами М5 и М7 Срок выплаты кредита перенесен на 2025 год.

«Деньги останутся в дорожном фонде региона, — приводит слова председателя бюджетного комитета Госсобрания РБ Рузалии Хисматуллиной республиканское издание „МедиаКорСеть“ — Бюджет Башкирии выдержал бы и плановую выплату, но от такой возможности ослабить давление на бюджет, мы не откажемся».

Опрошенные ИА REGNUM эксперты отмечают срочную необходимость подобной меры. «По сути, правительство России вынуждено пойти на реструктуризацию долгов регионов, большинство из которых имеют многомиллиардные задолжености перед федеральным бюджетом, — полагает экономист Константин Кузьминых. — Напомним, что по итогам 2014 года только два субъекта федерации (Ненецкий автономный округ и Сахалинская область) не имели долговой нагрузки. Еще один субъект, Тюменская область, имеет символический долг в размере 319 млн рублей, а у остальных — многомиллиардные долги. Башкирия в этом рейтинге занимает 13-ое место с объемом госдолга 24,6 млрд рублей (для сравнения у Татарстана — 91,17 млрд рублей)».

По мнению Кузьминых, с чисто экономической точки зрения — это решение кажется вполне логичным: «Сама по себе реструктуризация поможет снять часть нагрузки на бюджеты регионов, потому что вместо дорогих кредитных линий регионы получат возможность отсрочить платежи и выплачивать их по более низким процентам в Центробанк».

А вот политолог Дмитрий Михайличенко настроен более критично к мерам российского правительства. "Реструктуризация долга регионов не решает главной проблемы — сверхцентрализации финансовых ресурсов. Более того, когда руководство страны заявляют о необходимости закрыть вопрос, например, с очередями в детских садах или повышение соцпособий они далеко не всегда учитывают положение в регионах, которые зачастую не имеют средств для выполнения этих указов, — считает политолог. — Ситуация с майскими указами Владимира Путина относится именно к такому разряду проблем. Иными словами, усиливается давление на региональные бюджеты, которые трещат по всем швам. По подсчетам аналитиков, около 75% социальных обязательств в стране ложится на региональные бюджеты. «В этих условиях реструктуризация долгов поможет передохнуть регионам, но не решает главную проблему ассиметричного распределения финансовых ресурсов между центром и периферией в современной России», — резюмировал собеседник агентства.