Киев последовательно ведёт дело к введению миротворцев ООН в Донбасс. «Для остановки агрессии в Донбассе Украине нужна помощь со стороны миротворческой миссии под эгидой Организации Объединенный Наций», заявил президент Пётр Порошенко, сообщила его пресс-служба. «Если мы хотим остановить агрессора, нам нужна поддержка миротворческой миссии под эгидой ООН», — заявил Порошенко в ходе встречи с делегацией бывших лидеров государств, которые входят в Совет Международного центра Низами.

Чуть ранее Порошенко и заместитель Генерального секретаря ООН Хелен Кларк обсудили вопрос о направлении миротворцев в Донбасс. «Стороны обсудили широкий спектр вопросов, среди которых главными были — ситуация в Донбассе, возможность привлечения миротворцев ООН для урегулирования ситуации в регионе. Президент отметил необходимость активизации усилий по направлению миротворцев под эгидой ООН для деэскалации ситуации в Донбассе и выразил надежду, что Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея этой организации утвердят соответствующий мандат», — так прокомментировала пресс-служба Порошенко этот весьма примечательный визит высокопоставленного чиновника ООН в Киев.

Сейчас Украина полностью завершила формирование правовой позиции для продвижения своего предложения в ООН — 17 марта Верховная рада поддержала президентский проект постановления об обращении в Совет Безопасности ООН и Совет Европейского союза о развертывании на территории страны международной операции по поддержке мира и безопасности. Представительство Украины при ЕС также передало руководству Евросоюза обращение Рады по миротворцам. Как Киев собирается обосновать необходимость введения миротворческой миссии в Донбасс в СБ ООН, а потом, возможно, и на Генеральной Ассамблее?

Украинская дипломатия будет в первую очередь апеллировать к тому, что режим прекращения огня в «зоне безопасности» не соблюдается и СММ (специальная мониторинговая миссия ) ОБСЕ как невооруженная гражданская миссия просто не имеет военной компоненты для принуждения сторон к миру. Пока все контрольные и миротворческие функции СММ ОБСЕ сводятся лишь к фиксации случаев нарушения режима прекращения огня. В обоснование своей позиции украинская дипломатия будет ссылаться на последний отчет СММ ОБСЕ о многочисленных случаях боевых действий в демилитаризованной зоне. Во время одного из последних брифингов представитель МИД Украины обвинил "народные республики « в фактическом выходе из режима Минских соглашений. По версии украинского внешнеполитического ведомства, продолжается использование ополчением артиллерийских систем калибром более 100 мм, а также РСЗО, которые должны были быть отведены от линии разграничения. МИД Украины утверждает, что обстрел 27 марта населенного пункта Новотошковское Луганской области был подтверждён наблюдателями ОБСЕ. Кроме того, МИД Украины обвиняет „народные республики“ в препятствовании деятельности СММ ОБСЕ во время контрольных мероприятий по выполнению Минских соглашений.

То есть украинская дипломатия системно проводит мысль о том, что без ввода миротворческой миссии ООН в Донбасс выполнение Минских соглашений невозможно. Каков же ответ МИД России на инициативы Киева о введении миротворцев ООН? Реакция, мягко говоря, непонятная и моментами откровенно противоречивая. Вот просто хронология:

19 февраля 2015 года постпред РФ при ООН Виталий Чуркин заявляет прямо, что введение миротворцев ООН на Украину недопустимо и что стремление Петра Порошенко ввести миротворческий контингент на восток Украины ставит под сомнение его намерение выполнять Минские договорённости.

5 марта текущего года замглавы МИД России Геннадий Гатилов также акцентирует внимание на том, что Москва не поддержит введение миротворческого контингента на территорию Украины, если такое предложение будет внесено в Совет Безопасности ООН, так как полагает, что на данном этапе урегулирования Минских соглашений достаточно. „Мы считаем, что есть Минские договорённости. В них чётко определена роль ОБСЕ, её мониторинговой миссии. И сейчас нужно заниматься тем, чтобы эта мониторинговая миссия эффективно работала и наблюдала за осуществлением Минских договорённостей. Этого сейчас вполне достаточно“, — сказал Гатилов.

7 марта уже другой замглавы МИД России, статс-секретарь этого ведомства Григорий Карасин, правда, уже от имени „нормандской четверки“ заявил, что участники встречи в нормандском формате прохладно отнеслись к идее размещения миротворческой миссии на Украине».

Но 16 марта глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что Москва готова участвовать в обсуждении идеи о направлении миротворческой миссии в Донбасс, если заинтересованность в этом будет у сторон конфликта на Украине. То есть глава российской дипломатии, в отличие от его подчинённых, допустил возможность введения миротворцев ООН в Донбасс, и в его понимании такая миссия не будет нарушать базовые принципы Минских соглашений. И вот тут возникает сразу несколько вопросов о деятельности МИД на украинском направлении. Допустима ли такая разноголосица высших должностных лиц российского внешнеполитического ведомства?

Со слов Сергея Лаврова, об инициативах Киева по поводу обращения в СБ ООН он узнал из СМИ!!!! Тогда чем занимается посольство РФ в Киеве, если глава МИД получает столь важную информацию для процесса мирного урегулирования на Украине не от своих подчиненных?

Что значит фраза Лаврова о том, что «РФ может воздержаться от голосования в СБ ООН по отправке миротворцев в Донбасс»? РФ воспользуется правом вето? РФ воздержится при голосовании этой резолюции? Представитель РФ будет отсутствовать на данном заседании СБ ООН?

Как и предполагало ИА REGNUM, внешнеполитические инициативы Киева имеют ещё одну задачу — поставить вопрос о возможности России использовать право вето в СБ ООН и вообще поставить под вопрос законность принадлежности места в Совете Безопасности РФ. По оценкам многих экспертов, одной из главных тем предстоящей сессии Генеральной Ассамблеи станет обсуждение предложения некоторых стран Запада ограничить право вето постоянных членов СБ ООН, в том числе России.

К сожалению, у МИД РФ нет системного внешнеполитического планирования (об этом уже не раз писало ИА REGNUM), и как следствие российская внешняя политика на украинском направлении — однозначно наиболее приоритетном для РФ в данное время — практически всегда запаздывает и часто носит откровенно противоречивый характер. Скажем, МИД России так и не озвучил своего видения по вопросу экономического возрождения Донбасса, все сводится к одной фразе о необходимости «снятия экономической блокады Киева населения юго-востока Украины».

Экспертам было ясно, что российская внешняя политика на Украине всегда была слабым местом МИД России, но в условно «мирное время» провал можно было скрыть за многими красивыми словами и бюрократической активностью А сейчас эта слабость может иметь самые драматические последствия для всей внешней политики России на долгие годы.