Общественность Башкирии неоднозначно восприняла новость о создании Агентства по делам национальностей. Часть опрошенных ИА REGNUM экспертов выражают опасение о том, что республиканское отделение агентства может повторить ошибки прежде существовавших органов, занимающихся вопросами национальной политики.

В самом факте создания Федерального агентства по делам национальностей большинством общественности не усматривается ничего негативного, однако по-разному оценивает причины, побудившие к созданию агентства, и стоящие перед ним задачи.

«В настоящее время в регионах имеется довольно существенный разнобой — национальной политикой занимаются разные ведомства или управления, — констатирует политолог, эксперт Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов Ильдар Габдрафиков. — Создание нового агенства в федеральном центре и его представительств на местах также будет способствовать преодолению существующего на сегодняшний организационного разнобоя».

«Учреждение такой структуры свидетельствует, cкорее, не о неспособности регионов решать проблемы национального развития, а о необходимости вывести работу в этом направлении на качественно иной уровень, — отмечает политолог Дмитрий Михайличенко. — До настоящего времени национальные вопросы курировал федеральный Минкульт РФ и администрация президента».

«До недавнего времени национальной политикой занимался Минрегионразвития, и только совсем недавно эту сферу передали Минкульту, и это было не совсем верное управленческое решение, — уточняет Ильдар Габрафиков. — Создание небольшого, но самостоятельного агентства — это верное решение, так как нацполитика — не только сфера культуры, чтобы отнести ее в Минкульт. Это и мониторинг состояния межнациональных, межконкофессиональных отношений, вопросы миграции, разработка документов, методик как на близкую, так и на долгосрочную перспективу. Это вопросы языковой политики в учебных заведениях, СМИ, многое другое». По мнению эксперта, сфера деятельности агенства должна распространяться от федерального центра до муниципального уровня. «При этом, мне думается, что новое агентство должно иметь определенную автономию от местных властей», — настаивает собеседник агентства. — Ведь порой бывает, вспышки насилия на национальной почве возникают из-за недоработки местных властей, а иногда даже элементарного злоупотребления властью".

Упомянута и тема последствий неконтролируемой миграции. «Хотим мы этого или нет, проблема ксенофобии и экстремизма, особенно молодежного, актуальна в современной России, — подчеркнул исполнительный директор Евразийского центра „Самрау“ Константин Сафронов. — В условиях выстроенной вертикали власти региональный сепаратизм во многих регионах России становится менее болезненной проблемой, чем та же межнациональная напряженность между коренным населением и выходцами из Кавказа и Центральной Азии. И хотя эта тенденция далеко не так очевидна на примере некоторых субъектов Федерации, в среднесрочной перспективе дело обстоит именно так».

Однако все опрошенные сходятся во мнении, что одной из причин воссоздания структуры, сосредоточенной на проблемах межнационального взаимодействия, стала изменившаяся геополитическая обстановка.

«Нужно работать индивидуально с неформальными и формальными лидерами диаспор, но в федеральном масштабе индивидуальной работы уже мало, — полагает житель Туймазов Олег Гайсин. — Особенно это ощутимо перед лицом внешней угрозы, когда требуется сплочение представителей всех национальностей».

«В современных условиях создание такого агентства более чем оправдано, только в единстве мы сможем преодолеть угрозу навязанных нам извне „майданов“ и „цветных революций“, — считает депутат Госсобрания РБ, председатель исполкома Собора русских Башкирии Виктор Пчелинцев. — Новоиспеченному агентству, возможно, будет полезно ознакомиться с опытом Башкирии, где в мире и добрососедстве проживают 160 народов и народностей».

«Никакого добрососедства не было, — категорически не согласен с подобным утверждением лидер Курултая западных башкир Ринат Гатауллин. — Национальная политика, проводимая режимом бывшего руководителя Башкирии Муртазы Рахимова, сводила всю национальную политику к выполнению нужд только юго-восточных, зауральских башкир, обслуживанию их интересов и выдавалась за национальную политику, а на деле народы стравливали друг с другом, выделив из всего населения региона только одну ветвь одного титульного народа!»

Руководитель РНЦ «Патриот» Виталий Луговой примиряет обе позиции. «Нужно разделять собственно народы, а также элиты и политизированные слои народов, — считает Луговой. — Простые люди в Башкирии жили в мире и добрососедстве, особенно в городах, где есть долгий опыт совместного проживания, чего не скажешь о элитах и политизированных гражданах. И надо сказать, что в мире и добрососедстве простые люди жили не благодаря, а вопреки проводимой в Башкирии национальной политике».

Прогнозы о предстоящей деятельности нового агентства, среди которых немало негативных, также различны. «Агентству надо будет отчитываться о своей деятельности, ради хорошей отчетности будет замалчиваться одно и преувеличиваться другое, а в результате все сведется к гашению гражданской активности русских»,- утверждает Виталий Луговой. Звучали мнения о том, что новое агентство будет выполнять «чисто декоративные функции», а также «заниматься проблемами диаспор, игнорируя потребности русских, так как у них нет права на создание своих национально-культурных автономий».

Имеются и более оптимистические предположения.

«Федеральное агентство по делам национальностей будет эффективно, если станет собирать и анализировать объективную информацию, взятую не только из отчетов региональных чиновников, но и других, альтернативных источников,- уверен доктор социологических наук, представитель одной из умеренных татарских организаций Рушан Галлямов. — Кроме того, многое зависит от гибкости вырабатываемых агентством методик и рекомендаций, а также от компетентности работающих в нем специалистов».

Примечательно, что представители умеренных национальных организаций трех крупнейших этносов республики — русского, татарского и башкирского — с одобрением относятся к созданию Федерального агентства. «В этом нет ничего плохого, о национальностях и национальных проблемах нужно говорить», — считает молодой русский активист Денис Редюк. «Создание такой структуры было требованием третьего Всемирного курултая башкир (ВКБ) под моим председательством в 2010 году, — напомнил бывший лидер ВКБ Азамат Галин. — Вменяемые башкиры должны приветствовать появление агентства». "Федеральное агентство нужно, оно поможет разрешить проблемы татар, живущих в Башкирии, — выражают надежду сразу в нескольких татарских организациях.

Если появление Федерального агентства по делам национальностей большей частью общественности приветствуется, то создание подразделения агентства в Башкирии воспринимается со значительной долей скепсиса. «Отдельное подразделение не нужно, и так слишком много чиновников, — критически настрое уфимец Раис Габитов. — Еще будет одна организация, которая получает деньги, „типа что-то делает“ и отчитывается». «Или выпустят джина из бутылки, и начнет вылезать такое, что не приведи Господи, — предполагает Олег Гайсин, имея в виду обострение проблем межнационального общения. — Или будет декоративная организация, что-то вроде ВКБ».

Общественники строят догадки: «Агентство по нацполитике будет, следовательно, республиканские власти должны определить, какая именно структура будет за это отвечать в Башкирии? Неужели опять министерство культуры?»

Политолог Ильдар Габдрафиков поясняет: «Указом Муртазы Рахимова в 2001 году существующее Министерство культуры РБ было преобразовано в Министерство культуры и национальной политики РБ, а в 2010 году после его вынужденного ухода опять переименовано в Министерство культуры Башкирии, и это было правильно, так как национальная политика не ограничивается только сферой культуры».

"Разогнали правильно, подтверждаю: профессионального толку не было, — неожиданно соглашается со своим извечным оппонентом Габдрафиковым бывший лидер ВКБ Азамат Галин. В данный момент нацполитику в республике координирует управление общественно-политического развития в аппарате главы региона.

Так или иначе, но будущее новой региональной структуры связывается с кадровой политикой, проводимой главой Башкирии Рустэмом Хамитовым. «Для полиэтничной Башкирии новая структура не грозит кардинальными пересмотром национальной политики Рустэма Хамитова, скорее речь пойдет о получении дополнительных источников финансирования, — уверен политолог Дмитрий Михайличенко. — Уровень социально-политической стабильности в Башкирии высокий, что подтверждается различными рейтингами».

Представители национальных организаций соглашаются в одном и противоречат друг другу в другом. «Стратегия по делам национальностей должна быть госполитикой, иначе будет „майдан“, — предрекает Галин. — Все будет зависеть от того, кого поставит Хамитов во главе нового ведомства. Однозначно одно, надо ставить грамотного и умного башкира». "Надо ставить русского, только он сможет уравновесить требования башкир и татар, — настаивает Гатауллин. «Надо срочно решать „татарский вопрос“, ведь волнения накануне саммитов ШОС и БРИКС никому не нужны, — торопят представители татарских организаций. — Неумная национальная политика по отношению к татарам Башкирии, проводимая сегодня старыми, ещё рахимовскими кадрами, дискредитирует Хамитова и республику!»

У представителей русских организаций и движений нет единого мнения о перспективах работы нового органа, как и конкретных предложений по этому поводу.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, указ о создании Федерального агентства по делам национальностей подписал 31 марта президент РФ Владимир Путин. Основными функциями агентства определены выработка и реализация государственной национальной политики, нормативно-правовое регулирование и оказание государственных услуг в сфере государственной национальной политики; осуществление мер, направленных на укрепление единства многонационального народа РФ (российской нации), обеспечение межнационального согласия, этнокультурного развития народов РФ, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов РФ; взаимодействие с национально-культурными автономиями, казачьими обществами и иными институтами гражданского общества; разработка и реализация государственных и федеральных целевых программ в сфере межнациональных отношений; контроль за реализацией государственной национальной политики; осуществление государственного мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений; профилактика любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; предупреждение попыток разжигания расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды. Руководить деятельностью агентства будет правительство РФ. Агентству передается часть функций Министерства культуры и Министерства юстиции.