Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев находится с официальным визитом в Королевстве Саудовская Аравия. В Эр-Рияде он провел встречи с королём Салманом ибн Абдул-Азизом Аль Саудом, с другими государственными чиновниками, в ходе которых была «отмечена важность взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между исламскими странами и перспективы расширения сотрудничества в экономической, в частности, нефтегазовой сфере, в области туризма, сельского хозяйства, а также между деловыми кругами». Разумеется, в ходе этих переговоров затрагивались и проблемы региона, который все больше и больше погружается в геополитический хаос. Поэтому в ситуации, когда в Йемене разворачиваются «революционные события», в которых обозначены противоречия между Ираном и Саудовской Аравией, когда Иран после подписания промежуточного соглашения с «шестеркой» по ядерной программе вступает в фазу выхода из режима санкций и международной изоляции, визит Алиева в Эр-Риад приобретает многозначительный смысл, и, по словам бакинского политолога директора аналитического центра «Атлас» Эльхана Шахиноглу, «в нынешней ситуации это заставляет о многом задуматься». По его мнению, во-первых, в этом визите был заинтересован именно официальный Эр-Рияд, так как он опасается потепления в отношениях между Баку и Тегераном на фоне смягчения международных санкций против Ирана. Во-вторых, этот визит на фоне военной операции в Йемене вызовет раздражение Ирана, в чем не приходится сомневаться. В-третьих, «сближение Азербайджана и Саудовской Аравии соответствует интересам США и Турции». Но проблема как раз в том, что именно США подвели Саудовскую Аравию к йеменскому кризису, создали ситуацию осложнений и в турецко-иранских отношениях. Поэтому более вероятен сценарий формирования турецко-азербайджанского альянса в отношении саудитов. В этой связи глава Управления мусульман Кавказа (УМК) шейх-уль-ислам Аллахшукюр Пашазаде, у которого сложились особые отношения с верховным духовным лидером Ирана аятоллой Сейидом Али Хаменеи, резко раскритиковал военную операцию в Йемене, проводимую Саудовской Аравией и ее союзниками.

Судя по всему, Баку был застигнут врасплох итогами лозаннских переговоров по иранской ядерной программе. Неслучайно бакинский политолог Расим Мусабеков выступил со следующей любопытной версией. С одной стороны, он напомнил, что «президент Обама правомочен дать согласие на снятие санкций Совбеза ООН в отношении Ирана, но для отмены собственных американских санкций требуется согласие конгресса, в котором республиканское большинство с недоверием относится к соглашению с Тегераном, продвигаемому демократической администрацией». Исходя из этого, делается вывод, что « крупнейшие американские энергетические корпорации, инвестиции и современные технологии еще не скоро придут в Иран, и быстрого и существенного увеличения поставок иранской нефти и газа на рынки ожидать не стоит». К тому же «к войне в Ираке, Сирии добавилась гражданская война в Йемене», и во всех них «прямо вовлечены по разные стороны баррикады Саудовская Аравия и Иран, что может крайне отрицательно сказаться на вывозе нефти из этого региона». С другой стороны, как предполагает Мусабеков, «если же выход из изоляции ИРИ вызовет самоуверенное желание Тегерана разговаривать с Азербайджаном сверху вниз, то для нейтрализации возможных попыток такого рода мы можем опереться на поддержку друзей, география которых расширяется и не ограничивается братской и союзной Турцией». Именно в этом смысле визит президента Алиева в Саудовскую Аравию квалифицируется в Баку как «оперативный».

Отметим еще один факт. Глава SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) Ровнаг Абдуллаев намекнул на то, что Иран после решения о снятии санкций может получить долю в азербайджанском проекте TANAP — части Южного газового коридора, который строится для поставок газа с месторождения Шах Дениз в Каспийском море в Европу через территорию Турции. Теперь, по словам Абдуллаева," актуальность TANAP выросла еще больше". Если это так, то в сложившейся ситуации Баку должен был бы искать «любви ближнего», пробивать визит в Тегеран, а не лезть в гущу региональных геополитических интриг, в которых запутаны, помимо Саудовской Аравии и Ирана, еще многие другие государства. Похоже, что на пути такого хода событий обозначилось немало препятствий. Еще в начале февраля нынешнего года бакинский официоз, директор Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу заявлял буквально следующее: «Ирано-азербайджанские отношения переживают хрупкий период. Вывести отношения между Ираном и Азербайджаном на более высокий уровень достаточно сложно, а разрушить — очень просто». Он связывал это с двумя факторами: во-первых, с тем, что «иранские чиновники не считают систему государственного управления Ирана устоявшейся в нынешний период глобализации», поэтому « самой большой угрозой для Ирана сегодня является несоблюдение устоявшихся традиций государственности». Если расшифровать этот тезис, то из него следует следующее: Баку недоволен тем, что Тегеран относит Азербайджан к зоне своих исторических национальных интересов, поскольку это государство сформировалось из ханств, находившихся некогда под управлением Персидской империи. И, во-вторых, поэтому, по Ахмедоглу, «сказывается устаревший негативный багаж ирано-азербайджанских отношений и стереотипное мышление», то есть второй тезис вытекает из первого. Наконец, третий тезис: экстраполирование напряженности в ирано-турецких отношениях на связи Ирана с Азербайджаном, которые практически всегда воспринимались в Тегеране негативно. В этой связи Ахмедоглу предлагал Тегерану, находившемуся тогда еще в режиме переговорного процесса с «шестеркой» по ядерной программе, подготовить и предложить Азербайджану некую «дорожную карту». Тогда из этой затеи ничего не получилось. Теперь же Иран может выставить такую «карту» Азербайджану, но она может быть иной, нежели предполагали в Баку. На данном этапе более вероятно то, что Иран активизирует свою политику в Закавказье и станет выдавливать оттуда Турцию, тем более что он имеет сухопутную границу с Азербайджаном.

Другое дело, если визит Алиева в Эр-Рияд сопряжен с определенной посреднической миссией, ставящей целью ослабить напряжение в саудовско-иранских отношениях. Но пока это только возможное предположение, построенное на нюансах: шиитский Азербайджан, налаживая и расширяя сотрудничество с суннитской Саудовской Аравией, пытается показать, что не видит в этом какой-либо религиозной подоплеки. Но фактом становится то, что Баку погружается в сеть региональных геополитических интриг и схем, выйти из которых ему будет день ото дня все сложнее и сложнее.

Восточная редакция ИА REGNUM