Отклонение зарубежными лидерами приглашений на празднование Дня Победы должно исключить и участие в торжествах их послов в Москве

Глупая и, я бы даже сказал, дурная ситуация складывается в вопросе о приглашении иностранных гостей на торжества, посвящённые 70-летию Победы. Работая в МИД, я высказывался против поголовного приглашения европейцев ещё на 60-летие — в 2004 году. Действительно, с какой стати мы должны пускать на Красную площадь в этот дорогой и священный для нас день тех, кто не просто не в силах ни умом, ни тем более сердцем осознать его значение для нас, но ещё и глумится над нашим праздником, порочит подвиг наших отцов и дедов? Думаю, в лучшем случае тысячи, а скорее всего, лишь сотни европейцев понимают, что Победа для народов Советского Союза была не столько Триумфом (хотя и триумфом, конечно же, тоже была) сколько Спасением. Поэтому и наши потери, которые огромны, особенно в части загубленных в результате немецкого вторжения простых мирных граждан, должны соотноситься не с условным нулём в случае несопротивления, как, скажем, в Голландии, а с уничтожением до 80% наших соотечественников, как это было заложено в план «Ост».

Только те в Восточной и Юго-Восточной Европе, кто сам пережил немецкую оккупацию, причем не в качестве приспешников оккупантов, или их дети в состоянии адекватно понимать, что происходило у них дома и в европейской части СССР в годы Второй мировой войны. Человеческая память, однако, имеет свойство истощаться, а в последние десятилетия правильное понимание смысла той войны целенаправленно вымывали из европейских мозгов. Показательно в этом плане произошедшее в Чехии: президент Земан встал на позицию сопротивления американскому диктату не только в силу его оскорбительного для лидера суверенной страны характера, но и, уверен, имея в виду, по какому поводу этот диктат оказывался. Для намного более молодого чешского премьера Соботки такие соображения государственного и историко-культурного плана имеют гораздо меньшее значение.

У всех иностранных политиков, отклонивших приглашение российского руководства на 9 мая, помимо единой проамериканской дисциплины есть свои специфические соображения. У Варшавы — глубоко укоренившаяся вековая ненависть к Москве в связи с утерей многих исторических возможностей из-за разрушительного стремления рассматривать свою свободу в первую очередь как свободу наносить вред России. И ведь учит Польшу история, учит, что всякий раз, когда она примыкает к антироссийской коалиции и тем более пытается создать таковую, её ждёт историческое поражение, а ей всё невдомёк! У тех, кто сегодня верховодит в Прибалтике, — обыкновенный пронацистский реваншизм, побуждающий их основывать свою «национальную идею» на подвиге не тех, кто освобождал Европу от нацизма, а тех, кто был врагами Красной армии и бесславно канул в лету вместе со своими хозяевами-гитлеровцами. У «элиты» «братушек» болгар — просто печальная историческая закономерность оказываться в критические моменты истории на стороне врагов своих освободителей от османского ига. У англосаксов — затаённая ненависть к Москве за то, что она в середине прошлого века не только оказалась сильнее в военном и экономическом плане, но и переиграла их политически как в начале, так и в конце войны, что, понятно, для их гонора «вершителей судеб мира» вдвойне непереносимо.

Что же касается Запада в целом, то надо иметь действительно большое интеллектуальное и нравственное мужество, чтобы принять мысль о том, что сами европейцы не смогли справиться с выросшим на европейской же почве и питавшимся её собственными, а не чьими-либо ещё, соками феноменом национал-тоталитаризма. И что для этого понадобилось решающее слово тех, кого они считали находящимися на несколько ступеней ниже их «цивилизации». В Старом Свете и за океаном были политики, которые таким мужеством обладали и которые действительно хотели избавиться от противной им чумы гитлеризма. Мы их знаем и помним. Сегодня, однако, взяли верх духовные и политические потомки тех, кому эта чума была вовсе не отвратительна. Во всяком случае, была приемлема, чтобы решить, наконец, так называемую проблему России — этого непонятного, огромного, противоположного Европе и почему-то не желающего подчиниться ей «чудовища». Они и сегодня ищут такую новую «чуму», чтобы «поставить Россию на место».

Вернёмся, однако, к вопросу об иностранных гостях на праздновании 9 мая. Лучше было бы, как я уже сказал, их вообще не приглашать, как это, за редким исключением, делали наши отцы, вынесшие ту войну на своих плечах. Им было виднее, кто должен участвовать в их празднике, а нам надо было просто хранить традицию. Максимально на что стоило пойти, так это на обмен и только в случае взаимного интереса официальными делегациями по этому поводу. Но раз пригласили, давайте относиться к этому серьёзно, не как к показухе, а как к оселку в отношении к подвигу победителей самого страшного из являвшегося пока на нашей планете зол. Всё словоблудие по поводу того, что «вклад» России в разгром нацизма мы, мол, уважаем, а вот в Москву не поедем, потому что не согласны с позицией российского руководства по Украине, пусть господа иностранцы оставят для общественного мнения своих стран. Да и те долго дурить себя не дадут, потому что здравомыслящему человеку понятно: на юго-востоке Украины как раз и идёт борьба сродни той, что вели народы СССР в 1941-1945 годах. Это борьба за право самим определять свою судьбу и против тех, кто, опираясь на поддержку с Запада, хочет лишить других такого права и навязать им свою волю, а несогласных — уничтожить.

Итак, что бы я предложил сделать в отношении тех стран, лидеры которых по политическим мотивам отказались присутствовать в Москве на торжествах по случаю Дня Победы? Я бы отказал в праве присутствовать на этих торжествах и их послам в Москве. Хотите быть принципиальными? Ну что же, и мы будем принципиальными до конца! У нас не может и не должно быть уважения к тем, кто не уважает то, что для нас священно. Само собой разумеется, впредь представителей этих стран на подобные торжества не приглашать. Пока сами не попросятся. А придёт время, окрепнет Россия, попросятся!

Если же послы этих государств всё же будут допущены на торжества, то сегодняшняя ситуация станет ещё дурнее: в нас плюнули, а мы утёрлись и улыбаемся. В вопросе о смысле Победы советского народа в Великой Отечественной войне против фашистской Германии и её союзников и о безусловном уважении к ней сегодня проходит линия политического и идеологического фронта. «Братание» на ней так же недопустимо, как на фронте военном. Иначе — развал.