Между тем, по мнению эксперта, она нужна

Проведение земельной реформы в Дагестане чревато серьезными межнациональными конфликтами. Такое мнение 8 апреля высказал корреспонденту ИА REGNUM редактор отдела экономики дагестанского еженедельника «Новое дело» Андрей Меламедов.

"О необходимости введения в республике частной собственности на землю впервые предметно заговорил предыдущий глава Дагестана Магомедсалам Магомедов, столкнувшийся с трудностями при реализации масштабных инвестиционных проектов, требующих выделения больших земельных наделов. Более того, по его поручению в правительстве начали подготовку к реализации этой важнейшей задачи. Но вскоре после этого руководство республики сменилось, и до недавнего времени вопрос о частной собственности на землю не поднимался. Между тем решать эту проблему необходимо. Без этого просто невозможно договориться о «правилах игры», — отметил Меламедов.

Как считает журналист, де-факто право частной собственности на землю в Дагестане фактически действует с начала перестройки. «Ясно же, что все эти арендные договоры сроком на 49 лет по существу являются маскировкой, позволяющей, помимо всего прочего, реальным собственникам земли уклоняться от обязательств, связанных с правом владения земельным наделом. Одно дело — платить земельный налог и обеспечивать рациональное использование земли, и совсем другое — выплачивать символическую арендную плату», — говорит журналист.

Так что, ничейной земли в республике сегодня практически не осталось, считает он. «Почему, к примеру, в Махачкале не могут перевести Цумадинский рынок за город? Да потому, что все земли вокруг города давно распроданы. Так что, наша, так называемая аренда на 49 лет — это, по большому счету, и есть частная собственность на землю. Но оформить ее де-юре боимся, поскольку сразу же придется вплотную заниматься конфликтами вокруг равнинных земель, на которые претендуют кумыки. Надо прописывать в законе такие понятия, как „земли джамаатов“, решать проблемы со статусом земель отгонного животноводства, стараясь при этом, не ущемить, во-первых, прав кумыков или ногайцев, а во-вторых, жителей тех 200 населенных пунктов, которые на этих землях сегодня построены. И это только верхушка айсберга. Поэтому правительству придется решать целый блок вопросов, тяжелых, больных вопросов, многие из которых к тому же чреваты серьезными межнациональными конфликтами», — заключил эксперт.

По мнению главного редактора еженедельника «Черновик» Маирбека Агаева для проведения земельной реформы в республике нет конкретного фундамента и прочного обоснования.

«Любая реформа хороша и приносит положительный результат только в том случае, если есть конкретный фундамент и прочное обоснование. Ни первого, ни второго в сфере земельных отношений в Дагестане нет. Есть только проблемы, которым несколько десятилетий, чаще всего не только не имеющие вариантов решения, но и приводящие к серьезным конфликтам, вплоть до перестрелок. Фактически, авторы новой земельной реформы сейчас предлагают не начать использовать землю по прямому назначению, а всего лишь забрать у одних и передать другим, вместо законодательного решения по разграничению и инвентаризации. Но вопрос: будет ли сельскому хозяйству и людям какая-нибудь польза от этого? Очевидно, нет!», — считает Агаев.

Как сообщало ИА REGNUM, 3 апреля глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в ходе прямого эфира на дагестанском телевидении сообщил, что республика готовится к проведению земельной реформы, проект которой должен быть готов в течение трех месяцев.

«Аграрный сектор требует внимания. Прежде всего, четко не обозначено, кто хозяин земли, будь то в районе, селе или городе. Во-вторых, нет четкого регулирования земельных отношений. И, в-третьих, эти земельные отношения непрозрачны. Мы — единственная республика в стране, где земельная реформа не проведена, даже не приступали к ее разработке. Мы говорим о состоянии земель не только в районах, но и в городах — Махачкале, Дербенте и других. И порою эти земельные участки являются главным полем деятельности для руководителей этих городов», — заявил тогда глава Дагестана.