По мнению политика, Брюссель не интересуют права национальных меньшинств Латвии

Проблема интеграции в латвийском обществе будет оставаться острой до тех пор, пока Латвия не откажется от стремления к мононациональному государству. Такое мнение в программе «Латвийского Радио-4» «Открытый вопрос» высказала эксперт в сфере интеграции, депутат Рижской думы, журналистка Ирина ВинникЧесть служить Риге»).

По признанию депутата, состояние интеграционного процесса в Латвии оставляет желать лучшего, однако пока руководство страны не дает поводов для оптимизма. «Едва Латвия решится отказаться от такого понятия, как „национальное государство“ — в его самом узком и примитивном смысле слова, — ситуация начнет меняться к лучшему. Латвия может называть себя национальным государством, да и вообще — да здравствует национальная Латвия, но! Не нужно это узколобо понимать, как мононациональное общество, которое должно либо поглотить, либо раздавить или ассимилировать все иное. Когда придет понимание, что национальное государство может отлично сосуществовать с различными группами меньшинств — как этнических, так и лингвистических, религиозных и прочих, — тогда Латвия придет к необходимости думать не о том, как называться, а какое общество строить», — считает Винник.

Представитель Думы Риги добавила, что до вступления Латвии в Евросоюз в 2004 году руководство страны прислушивалось к замечаниям о необходимости интеграции общества. Однако уже после вступления в ЕС политики поняли, что Брюссель не интересуют права национальных меньшинств Латвии. «Когда передовые ученые первые десять лет существования независимой Латвии твердили о необходимости создания единого гражданского общества, сначала власть имущие соглашались, потому что Европа этого требовала. Теперь, когда стало ясно, что Европа слишком занята собственными делами и вмешивается она только в нашу экономику, о гражданском обществе велено забыть. Потому что управлять разрозненной страной и делиться ресурсами только с одной частью сообщества гораздо проще», — отметила депутат.

Напомним, с принятием в прошлом году преамбулы к Конституции, теперь в главном нормативном документе государства указано, что Латвия предназначена, в первую очередь, для латышей. При этом свыше 30% населения республики составляют русскоязычные.