Cтатья о том, что между странами-партнерами по Евразийскому экономическому союзу — Казахстаном и Россией началась торговая война, наделала шуму в Казахстане. Сначала информацию издания поспешили опровергнуть вице-министр национальной экономики Каирбек Ускенбаев и его коллега из Министерства сельского хозяйства Ермек Кошербаев. Затем к ним присоединились экономисты и общественные деятели. Столь активный интерес к теме вполне понятен: с января этого года был официально запущен Евразийский экономический союз, одной из основных целей которого является создание единого рынка товаров и услуг. Понятно, что если уже сейчас казахстанские товары не способны конкурировать с российскими, то казахстанский производитель рискует оказаться не у дел. Намеренно ли Казахстан изымает российскую продукцию с прилавков магазинов или же торговая война — выдумка журналистов? Об этом корреспондент ИА REGNUM побеседовал с депутатом мажилиса (нижней палаты) парламента Казахстана, руководителем Казахстанской лиги потребителей Светланой Романовской.

ИА REGNUM: Светлана Юрьевна, факты изъятия российских товаров из продажи в Казахстане в виду их несоответствия санитарно-эпидемиологическим нормам и факты запрета на продажу некоторой казахстанской продукции, введенные «Роспротебнадзором» в ряде регионов России свидетельствуют ли о том, что между нашими странами ведется торговая война?

Я не думаю, что есть война. Есть просто факты того, что наши предприниматели иногда отправляют некачественную продукцию на российский рынок и получают там за это. «Роспотребнадзор» — это не наша страна. У нас в стране нет политики в сфере защиты прав потребителей, которая бы реально защищала права человека. Другое дело, что те взаимоотношения, которые складываются сейчас между Россией и Казахстаном — носят несколько странный характер. Я от многих предпринимателей уже слышала, что до того момента, как наши страны создали Таможенный союз, у казахстанского бизнеса было гораздо больше возможностей торговать с Россией. Сейчас россияне вводят новые стандарты под себя. Так как Европа ввела против России санкции, все те российские предприниматели, которые раньше работали на Европу, перевели свой бизнес в Россию. Например, один наш бизнесмен поставлял в Россию электрические счетчики. Сейчас в России ввели новый стандарт, чтобы все счетчики были серебристого цвета, покрытые специальной гальванической краской. Один такой цех стоит миллион долларов. Наш предприниматель не может себе позволить построить такой цех. Получается, что российские власти лишили казахстанцев российского рынка для того, чтобы их производитель мог спокойно реализовывать свою продукцию на территории Российской Федерации, не опасаясь конкуренции со стороны наших бизнесменов.

Во-вторых, наши предприниматели (безусловно, не все) — расслабленные. У нас несколько производителей соков ринулись в Россию после того, как был запущен Таможенный союз. Причем те производители, против которых мы неоднократно подавали жалобы здесь в Казахстане. Но они пошли на российский рынок и их там шибанули так, что от них мокрого места не осталось. А ведь у нас они торговали десятилетиями.

Есть и еще один нюанс: россияне более нахрапистые и более подкованные. Если говорить о потребителях, то они своих предпринимателей воспитали. В России есть и «Роспотребнадзор», и государственные программы в сфере защиты прав потребителей, направленные на финансирование обществ по защите прав потребителей. Причем, российские общества по защите прав потребителей получают государственные заказы значительных объемов. К примеру, в Ростовской области сумма финансирования — больше двух миллионов долларов ежегодно. Они на эти деньги проводят мониторинг качества товаров и услуг, проводят образовательные программы для потребителей и защищают их интересы. То есть у них стимулов, чтобы быть грамотным в сфере защиты прав потребителя, довольно много. Да и ментальность у них несколько иная, чем у нас: они более жесткие по характеру, а мы — толерантные. Потом мы знаем, кому какой бизнес принадлежит и наказывать его так, чтобы стереть с лица земли — наши так делать не будут. А россияне могут. Поэтому, когда российский бизнес приходит в Казахстан — он просто счастлив от того, что потребители у нас такие толерантные, что налоги у нас такие замечательные и т. д. Не случайно, как только Таможенный союз был запущен, у нас более 300 российских компаний открыли свой бизнес. Кроме того, российский бизнес — агрессивен. Они сейчас активно вступают в торговые сети. И понятно, где в торговых сетях будут российские товары, а где казахстанские. Об этом многие сейчас не задумываются, а надо бы. Я уже на протяжении 20 лет говорю нашим предпринимателям, что они должны повернуться лицом к потребителю. Если не будет обратной связи, то такой предприниматель не будет конкурентоспособен.

ИА REGNUM: Позвольте уточнить: вы сказали, что в Ростовской области выделяется более двух миллионов долларов ежегодно обществам потребителей, а какова ситуация в Казахстане?

Мы получали госфинансирование, но только на телепередачи. То есть это не институциональное развитие, это не исследования…

ИА REGNUM: То есть в Казахстане государственной поддержки обществ по защите прав потребителей нет?

Мало того, мы в 1991 году предлагали ввести штрафы: если общество по защите прав потребителей подает иск и выигрывает его, то 30 процентов от суммы иска за отказ урегулировать спор в досудебном порядке направлять на развитие обществ по защите прав потребителей. Но эту норму убрали, так как в пункте 3 статьи 5 Конституции был прописан запрет на финансирование деятельности некоммерческих организаций. Потом этот пункт убрали. Сейчас есть госзаказы. Сейчас казахстанские общества по защите прав потребителей зависли — с одной стороны они оказывают услуги юридического характера, с другой стороны это услуги социального характера. Но в то же время у нас было Агентство по защите прав потребителей, который сейчас стал Комитетом. Но чем они занимаются — непонятно. Нам в свое время давали на одну телепередачу 1 млн. 600 тысяч тенге (454 тыс. рублей), а тут какому-то непонятному ТОО выделили на одну передачу 3 млн. тенге (852 тыс. рублей). А где шла эта передача, о чем она была — никто не знает. Я в связи с этим сейчас готовлю запрос в Генеральную прокуратуру. То есть понимаете, если от государства и выделяются какие-то деньги, то вокруг них тут же начинается мышиная возня. И никакой пользы от этих денег нет. Я уже много раз поднимала перед правительством этот вопрос, ведь грамотный потребитель выгоден всем — и государству, и добросовестным предпринимателям.

ИА REGNUM: Давайте вернемся к теме «войны» между Казахстаном и Россией. Российские СМИ пишут, что одна из причин, почему в Казахстане изымают российскую продукцию, является не несоответствие санэпидемнормам, а ее низкая из-за девальвации стоимость, которая не позволяет казахстанским товарам конкурировать с ней. Вы согласны с этим?

Если куриное мясо не заражено сальмонеллезом, то утверждать обратное — глупо. Ведь есть лаборатории, есть исследования. И если эти факты не соответствовали бы действительности, россияне могли бы их опровергнуть и опротестовать. Но они же ничего этого не сделали. Значит, это правда. Подумайте сами, какой предприниматель согласится с тем, чтобы его поливали грязью и отбирали продукцию, которая стоит денег, причем немалых?

ИА REGNUM: Но с другой стороны, на днях была информация, что Департамент по защите прав потребителей Атырауской области порекомендовал магазинам снять с реализации шоколад «Аленка» фабрики «Красный октябрь» (превышение нормы дрожжей), молоко «Простоквашино» компании «Юнимилк» (из-за наличия перекиси водорода) и еще ряда продукции — всего 150 наименований. А в магазинах Алма-Аты эта продукция по-прежнему на прилавках

Ну в одной партии товара могут быть нарушения, а в другой — нет. Но тут интересно другое — что значит «рекомендовали» снять с реализации? Департамент должен был не рекомендовать, а пойти по супермаркетам, проверить продукцию и ввести запрет на те товары, которые не соответствуют нормам, и потребителей предупредить об этом! Я представляю потребителей, но первый раз слышу об «Аленке» и «Простоквашино».

ИА REGNUM: Низкая стоимость российских товаров для Казахстана благо, если брать во внимание потребителей или же это зло, если учесть, что бюджетные поступления от местных производителей будут сокращаться вследствие снижения объемов реализации?

Нам, потребителям, хорошо, когда качественно и недорого. Понятно, что предпринимателям нашим, которые хотят сразу же получать 300 процентов прибыли, надо сильно задуматься и начать что-то делать, ведь они теряют своего потребителя.

ИА REGNUM: Экономисты из республики считают, что слабость казахстанских товаропроизводителей в том, что они существуют исключительно благодаря различным государственным программам по поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. Нужно ли государству защищать отечественный бизнес?

Если он добросовестный — то да. Но только в каких-то форс-мажорных ситуациях: пропали корма, произошел падеж скота и т. д. Но не тогда, когда в соседней стране происходит девальвация. Вы знаете, в тех регионах, которые граничат с Россией, люди даже за хлебом туда ездят. Они в России скупили всю технику. Машины, они даже квартиры там накупили. И мы при этом говорим, что у нас кризис. В России в шоке от казахстанцев. В том же Уральске у тех, кто побогаче, уже в Самаре по квартире появилось. Так что никакая это не война. Человек ищет, где лучше. Он хочет качественное и недорого. А предпринимателям нашим надо задуматься. Я как депутат парламента предлагаю ввести налог на сверхприбыль. В Европе работают за 8-10 процентов прибыли и счастливы. В Штатах то же самое. И все туда едут на шоппинг. Мне волею судеб регулярно приходится приобретать одежду, так как я постоянно на людях, да на телевидении. Вы зайдите в наши магазины — это же ужас. Один пиджак стоит 120 тысяч тенге (34 тыс. рублей). Ну откуда такие цены? Сейчас билет в Париж на самолете стоит туда-обратно столько же. Можно поехать и за 4 дня накупить там одежды на полгода вперед, которая будет в десять раз дешевле и качественнее, чем у нас.

ИА REGNUM: Если предположить, что из-за антироссийских санкций девальвация рубля продолжится и, как следствие, российская продукция будет падать в цене и дальше, можно ли сделать вывод, что поток еще более дешевых товаров из России поставит крест на казахстанском бизнесе? По-хорошему, можно было бы, но мы ведь этого не допустим. Это однозначно. Мы будем принимать какие-то меры. С другой стороны, я считаю, что если бизнес хилый, если он не может конкурировать, то нужно что-то делать, нужно шевелиться, открывать совместные с россиянами предприятия. У нас такие условия! У нас можно взять кредит под 6 процентов годовых на 15 лет и создать любой бизнес.

ИА REGNUM: А почему они этого не делают?

Я не знаю. Сама удивляюсь. Я регулярно встречаюсь с людьми в регионах, рассказываю им о господдержке бизнеса, а они мне не верят. Говорят, что я им сказки рассказываю. Но ведь это не сказка, это все реально — идите и делайте. А они в ответ: ой, это не для нас. А вы пробовали? Нет, не пробовали. Ну, так попробуйте! У нас предприниматели могут даже за границу поехать на обучение за счет государства. Что еще нужно?

ИА REGNUM: После того как ЕАЭС заработает на полную мощность и будет создан единый рынок товаров и услуг, на какой позиции на этом рынке окажется казахстанский бизнес, если сейчас уже такие проблемы начинаются?

А проблемы начинаются из-за того, что мы сами ленивые и хилые. До тех пор, пока наши предприниматели не поймут, что надо быть конкурентоспособным и что рынок могут отобрать в любой момент, и они могут оказаться без денег. Понимаете? Вот это им надо вбивать в головы. Вы посмотрите на белорусов! Какая у них продукция вкусная и товары конкурентоспособные — и с Европой конкурируют и со всеми подряд. И цена какая — в два раза дешевле, чем у нас и это несмотря на транспортные издержки.

ИА REGNUM: И в России их продукцию вроде как не изымают

Потому что качественно, вкусно и дешево… Но все равно россияне дружить не умеют. Дружба — дружбой, а деньги врозь. Понятно, что если у кого-то есть возможность заработать и есть рынок, где это можно осуществить, то почему бы этим не воспользоваться.