Беглецы с Украины сталкиваются в Латвии с различными трудностями по обустройству

Гражданка Украины Наталья Кужель и её сын более полугода проживают в Латвии, однако семья пока так и не получила ответа относительно статуса беженцев, который был ими запрошен летом прошлого года. Более того, покинувшая охваченную войной восточную Украину семья рискует остаться на улице, сообщает «Латвийское Радио-4».

В Латвию Наталья и её 18-летний сын приехали в июле прошлого года, бежав из Краматорска — города, который оказался в самом эпицентре военных действий. Семья прибыла в Даугавпилс, где родился сын Натальи, который по отцу является гражданином Латвии.

Наталья въехала в Латвию, имея действующую на тот момент визу. Она не стала просить убежища лишь потому, что не хотела разлучаться с сыном, ведь иначе её бы поместили в специальный центр для беженцев. Первым делом женщина отправила запрос в государственное Управление по делам гражданства и миграции, претендуя на статус беженца. Ответа ждать пришлось очень долго. Более того, управление до сих пор не решило, давать статус или нет. А жить как-то нужно. «Спасибо жителям города, которые перечисляли деньги на счёт, приносили вещи и продукты», — рассказала Наталья.

Один даугавпилчанин предложил Наталье и её сыну пожить в его частном доме до весны. Время прошло, и сейчас семья вновь остаётся без крыши над головой. «Нас предупреждали, что с апреля мы должны съехать. Теперь нам в срочном порядке нужно найти новое жилье», — говорит Наталья.

Снять квартиру в городе семье не позволяют весьма скромные доходы. Наталья в ожидании ответа управления работать пока не может — у неё нет на это прав. Оба живут на стипендию сына, который учится в профессиональной школе, и на его пособие по потере кормильца. Общая сумма составляет 155 евро. «Возвращаться некуда, поскольку квартира, с которой мы съехали, была не нашей, и сейчас она продаётся. Мы оттуда выписаны», — поясняет Наталья.

Женщина уже не связывает своё будущее с родной Украиной, она планирует остаться в Латвии. Правда, на получение статуса беженца уже и не надеется — слишком долго приходится ждать ответа и получать по почте отписки. Наталье предложили оформить вид на жительство, чем она и займётся в ближайшее время. Кроме того, женщина посещает курсы латышского языка и рассчитывает в будущем найти работу, чтобы обеспечивать себя и сына.

Впрочем, как прокомментировал ситуацию депутат Сейма Борис Цилевич («Согласие»), с точки зрения закона «действия Управления по делам гражданства и миграции вполне справедливы». В конкретном случае, по его словам, семья беженцев стала жертвой собственной неинформированности. «Кто сказал, что сразу после подачи запроса о статусе беженца вас тут же обеспечат жильём и так далее? Это неправда. Действующий закон очень чётко предусматривает, в каких случаях лица, ищущие убежища, помещаются в центры временного содержания. Это классический пример, когда человеку не хватило информации о латвийском законодательстве и международных стандартов для выбора оптимальной линии действий», — отметил депутат.

Отметим, что убежища в Латвии попросили уже 79 жителей Украины. У части украинцев в Латвии есть родственники, которые оформляют им виды на жительство, другие, пока на Украине небезопасно, отправили сюда детей. Ещё часть ждёт присвоения статуса беженцев. Процесс интеграции и адаптации у семей идёт сложно, что бывает, когда меняется место жительства. Но специальных интеграционных программ для тех, кто ждёт получения статуса, в стране нет.

Латвийский Украинский конгресс указывает на сложности адаптации для тех, кто приехал, спасаясь от кризиса. Особенно трудно приходится тем соискателям убежища, которые ещё не получили статус беженца. «В Латвии действуют конкретные законы, регулирующие обязательную для всех процедуру получения статуса беженца, и мы ничего сделать не можем. Но, по моему мнению, в сложившейся международной ситуации эти законы можно было бы немного изменить, потому что сейчас решения нужно принимать по особенным случаям», — заявил председатель организации Николай Павлюк.

Между тем, Управление по делам гражданства и миграции не считает, что нужны какие-либо изменения как в программе интеграции украинцев, ожидающих статуса беженцев, так и в порядке присвоения этого статуса. По мнению УДГМ, нынешняя система работает нормально.