О некоторых итогах визита Эрдогана в Астану

Трехдневный государственный визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Казахстан вызвал повышенное внимание экспертов. Не потому, что в ходе переговоров в Астане состоялось подписание многочисленных документов, касающихся перспектив развития двухсторонних отношений. Действительно, стороны подписали 19 коммерческих соглашений в рамках совместного бизнес-форума на сумму более $800 млн. В рамках активизации работы по совместной программе двух стран «Новая синергия» сформирован перечень совместных проектов, в который вошли 23 бизнес- инициативы на сумму более $2,8 млрд. Это — не сенсация. Как и то, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который ранее сообщал о желании Турции вступить в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), сейчас заявил, что ЕАЭС «откроет возможности для выхода турецкого бизнеса на новые рынки».

На этом направлении позиции Анкары выглядят внушительно, правда, пока в выстраивании двухсторонних отношений со странами ЕАЭС. Турция отказалась присоединяться к западным санкциям в отношении России из-за событий на Украине, вступила на путь расширения торгово-экономического сотрудничества с ней и смело выстраивает мощный энергетический альянс. Да и во взаимоотношениях Турции с Казахстаном трудно назвать сферу, в которой бы две страны не развивали тесное сотрудничество. Поэтому трудно согласиться с многими российскими экспертами, которые считают, что Астана выступает в роли лоббиста интересов Анкары в ЕАЭС. Уровень личных отношений Эрдогана с президентом России Владимиром Путиным и главой Казахстана Назарбаевым настолько высок, что какое-либо посредничество в этом треугольнике выглядит неуместным. Вопрос состоит в другом.

Анкара реально утратила лидерство в тюркском союзе, перестала быть «старшим братом», лишенным возможности выступать, как прежде, в роли западного эмиссара. Как писал ещё в конце 1990-х годов бывший посол Турции в НАТО Онур Оймен, «вступление в ЕС уравняет Германию и Турцию по числу депутатов в Европарламенте, а спустя 50 лет по количеству населения она станет самой крупной державой Западной Европы». А газета Zaman добавляла: «Опираясь на историческое и культурное наследие, используя преимущества статуса одновременно и европейского и азиатского государства, Турция в состоянии претендовать на то, чтобы стать центральной силой Евразии, то есть из региональной державы превратиться в глобальную». Правда, президент Назарбаев уже тогда не разделял такие позиции. Он заявлял: «Многим казалось, что Турция сможет решить все наши проблемы… Это значило — отказаться от только что обретенной независимости, разорвать традиционные отношения с соседями, вместо одного „старшего брата“ посадить себе на шею другого… Я предложил восстанавливать утраченные связи цивилизованно, уважая только что приобретенную независимость, суверенитет каждого государства». Более того, одно время в некоторых турецких изданиях о Евразии вообще не упоминалось о присутствии России в этом регионе.

Но сейчас Турция оказалась без европейского и, возможно, атлантического тыла. Как констатирует турецкая газета Radikal, «для Турции ЕС фактически перестает быть стратегическим направлением, а доктрина беспроблемного диалога со всеми столицами (от Тегерана до Тель-Авива) завершается тем, что в трёх важнейших странах региона — в Египте, Израиле и Сирии, а теперь и в Ватикане — отсутствуют турецкие послы». Тем более что остро встала курдская проблема, Анкару стали выдавливать в споре о нефтяных доходах, продолжающемся между Багдадом и Эрбилем. Плюс к этому, по инициативе президента Барака Обамы, США и ЕС устанавливают прямой контакт с Ираном. «Политика Запада в Сирии привела не только к отведению для Турции роли переговорщика с организациями, подобными „Аль-Каиде“,- пишет далее газета, — но и завершилась тем, что инициатива в сирийском вопросе перешла к России и Ирану».

Эрдогана в Турции могут вообще отодвинуть от власти. Накануне назначенных на 7 июня парламентских выборов правящая Партия справедливости и развития, как сообщают социологи, пользуется поддержкой всего 40% потенциальных избирателей. При сохранении такой тенденции, как считает газета Sozcu, «Эрдогану не удастся провести предполагаемую трансформацию политической системы из парламентской в президентскую, а правительство будет иметь коалиционный характер». Эрдоган прибыл с визитом в Казахстан ослабленным с точки зрения внутриполитической ситуации в Турции, лишенным возможности для осуществления громкого геополитического маневра, смысл которого, по мнению авторитетного издания Uluslarası Politika Akademisi, «мог бы заключаться в попытке интеграции, противоречащей глобальным и региональным интересам ЕС и США в Восточной Европе и бассейне Черного моря, а также Китая в Средней Азии». Теперь события в Турции, уточняет газета Dunya, «заставляют задуматься о поиске путей преодоления тупика, принимая в расчет цену, которую стране придется заплатить, если она продолжит свой путь с прежней концепцией».

А в Турции Назарбаева стали называть лидером тюркского мира. Теперь доминирование Астаны в тюркском альянсе при членстве в ЕАЭС и в ОДКБ меняет ситуацию на огромном геополитическом пространстве, но в первую очередь в Средней Азии, поскольку позволяет дополнять евразийскую конструкцию, принимая во внимание экономические, торговые и энергетические проблемы соседствующих государств с выходом на оптимальные варианты решения региональных и глобальных вопросов.