Дмитрий Михайличенко

Положение хуже губернаторского. Кто из региональных глав боится за свое кресло в преддверии единого дня голосования?

Процессы пролонгации/ротации губернаторов и глав регионов являются крайне важным, но не столь часто обсуждаемым в публичном дискурсе внутриполитическим процессом путинской России. Между тем на сегодняшний момент, этот процесс имеет, как минимум, два измерения.

1. Логика текущего внутриполитического процесса, очевидно, предполагает потребность федерального центра в повышении управляемости региональных субполитий, ротация глав в котором выступает важнейшим инструментом.

2.Реализация политической воли руководства страны на выборность, а не назначаемость глав регионов. Руководством страны предполагается выстраивание такой конфигурации, при которой к выборам президента России в 2018 году все губернаторы и главы будут выборными, а не назначенными. Масштабность этого тренда настолько велика, что приводит к постепенной девальвации политической субъектности назначенных губернаторов (по состоянию на 19 апреля 2015 года, в России 35 губернаторов и глав избранных всенародным голосованием, назначенных — 36 и временно исполняющих обязанностей — 14). В этот контекст органично вписывается недавно внесенный в Госдуму законопроект о запрете губернаторам и главам избираться более двух сроков подряд (отсчет будет начинаться с 2012 года).

Посткрымский этап развития политической системы страны характеризуется устойчивым ростом значения фактора личности президента страны Владимира Путина, что нашло соответствующее отражение в информационной политике государства. Однако если ранее губернаторы могли рассчитывать на получение политических дивидендов посредством своего самопозиционирования в качестве члена команды президента, то последние реплики высокопоставленных чиновников администрации президента и активистов ОНФ свидетельствуют о том, что Кремль взял курс на снижение медийности глав и губернаторов. Скорее всего, это делается для проактивной нейтрализации возможных проявлений линий разлома, которые в условиях ухудшающейся социально-экономической конъюнктуры, безусловно, могут иметь место быть.

Резкое снижение мировых цен на нефть привело к тому, что перед страной замаячила перспектива возврата к стилистике 1990-х годов, со всеми возможными деструктивными для государственного строительства атрибутами (национализм, ксенофобия, сепаратизм и др.). Ассиметричное распределение материальных и финансовых ресурсов между центром и регионом в условиях жестко выстроенной вертикали власти в средне- и долгосрочной перспективе только усугубляет ситуацию.

Поэтому наиболее приемлемый для Кремля образ губернатора включает в себя не ориентированного на пиар и влиятельность политика, а встроенного во властно-управленческую иерархию чиновника, способного поглощать весь неблагоприятный информационный фон региона. Такая конфигурация не предполагает высокий уровень персонификации власти в регионе, которая смотрится как опасное исключение (Чечня).

Для безболезненного прохождения процедуры переизбрания главам и губернатором необходимо обладать следующими основными составляющими: поддержка президента, консенсус с региональными элитами, доверие граждан и собственное желание продолжать работу. И если с последним ингредиентом регионального политического успеха, как правило, проблем нет, то с остальными зачастую возникают трудности.

В сентябре 2015 года состоятся 11 плановых прямых выборов глав регионов (Брянская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Пензенская, Ростовская, Тамбовская области, Еврейская автономная область, Марий Эл, Татарстан, Чувашия), одни — непрямые (Северная Осетия). Состоятся непрямые выборы в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. Помимо этого, пройдут внеплановые выборы губернаторов в Амурской и Сахалинской областях. Вполне возможно, что список внеплановых выборов 2015 года через месяц-два может резко вырасти, так как власть стремится снизить нагрузку на 2016 год, на который запланированы выборы в Госдуму. К тому же, существующие политико-правовые институции (муниципальный фильтр, возможность проведения в некоторых регионах непрямых выборов) сводят к минимуму появление на электоральном горизонте нежелательных кандидатов.

Возможно ли в этих условиях ставить вопрос о реальной электоральной конкуренции на выборах глав региона? Большинство политологов склоняются к отрицательному ответу на этот вопрос, хотя признают, что в ряде регионов ситуация более чем неоднозначная. Например, в Чувашии конфликт нынешнего главы Михаила Игнатьева с предыдущим руководителем республики Николаем Федоровым, занимающим ныне кресло федерального министра сельского хозяйства, приводит к войне компроматов и нежелательному для центра информационному фону.

Фигура Игнатьева, учитывая его натянутые отношения с полпредом ПФО Михаилом Бабичем, наводит на мысль о недостаточных компетенциях руководителя национального региона, не позволяющие ему интегрироваться в новые властно-управленческие конфигурации. С одной стороны, у Игнатьева не получается создать как, например, в Татарстане или Башкирии, собственную сбалансированную региональную субполитию, а с другой, его позиции достаточно сильны, чтобы отказываться от борьбы на выборах 2015 года. Окажет ли Владимир Путин поддержку Игнатьеву, или нет — на сегодняшний день вопрос нерешенный.

В случае с Чувашией логичным кажется вариант с прохождением муниципального фильтра и соответствующего одобрения в Кремле не одной, а нескольких кандидатур и, соответственно, напряженной электоральной гонки. Однако, на мой взгляд, вопрос решится в кулуарной борьбе элит и их лоббистских ресурсов, а сентябрьские выборы лишь легетимизирует это решение.

Также в зоне риска находятся губернатор Калининградской (Николай Цуканов) и Пензенской (Василий Бочкарев) областей. Впрочем, в обоих случаях наблюдается отсутствие ярко выраженных альтернатив. В пользу Цуканова может сыграть некоторое укрепление им за последнее время своих позиций, а преимуществом Бочкарева является его умение жестко контролировать политическое поле области. И, тем не менее, факт политического долгожительства (находится на должности с 1998 года) может не сыграть пензенскому губернатору на руку.

Хотя сам по себе факт долгожительства не является безусловным ограничителем для практики переизбрания. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев, получивший недавно от Владимира Путина одобрение баллотироваться на следующие выборы, замахивается на «двадцатилетку» (хотя существует мнение, что следующий срок он отработает не до конца, а проведет через несколько лет операцию «преемник»). В любом случае, Тулееву удалось выстроить дивергентную региональную субполитию («тулеевский социализм»), отношение к которой в центре положительное.

В Татарстане, Ростовской и Калужской областях, на Сахалине выборы пройдут спокойно в силу наличия у действующих губернаторов и глав всех необходимых для переизбрания составляющих. Так же не ожидается проблем и у других, в том числе у недавно назначенного ВРИО губернатора Еврейской автономной области Александра Левинталя. Конкуренцию на губернаторских выборах следует ожидать скорее с точки зрения создания задела/улучшения диспозиции для последующих электоральных процессов (выборы в Госдуму 2016 года), а не с точки зрения нарушения предзаданных и вполне себе ожидаемых результатов.

Дмитрий Михайличенко — политолог, специально для ИА REGNUM