Обзор блогосферы

Происходящие последние месяцы события лишний раз подтвердили ту гипотезу, которую мы выдвинули еще прошлой осенью: что Украина наравне с другими мировыми регионами является только одним из полей боя между Россией и США, поэтому, несмотря на то, что мы эмоционально очень близко воспринимаем все то, что происходит с нашими русскими братьями на окраине, и хотим как можно быстрее закончить с правлением неофашистской хунты, несущей страдания, разрушения, кровь и смерть, тем не менее в украинской части мировой партии России должны быть выполнены два условия: а) Россия не должна входить на окраину своей армией; б) Киев должна взять Новороссия или Народно-освободительная армия Украины. Т.е. проживающий на окраине народ должен решить свою судьбу исключительно сам. Россия может только помочь.

Что же мы наблюдаем в других регионах мира? Мы наблюдаем, что уже длительное время Обама не может продемонстрировать ни одного внешнеполитического успеха. В результате, как уже неоднократно отмечали международные эксперты, а также политики в США, Обама может стать самым плохим президентом США в истории. Это подстегнуло Обаму, который уже за полтора года до конца своей второй каденции в Белом доме стремительно превращается в хромую утку, и подвигло его на некоторые резкие действия в области внешней политики, которые могли бы скрасить печальные итоги его президентства для Америки. В результате некоторых раздумий пробным шаром этой стратегии выступило потепление отношений с Кубой, в результате чего с Кубы даже снят статус государства, поддерживающего терроризм. Однако никаких особых дивидендов Обаме это не принесло. Поэтому была избрана более серьезная цель — Иран и достижение соглашения по иранской ядерной программе.

В результате Вашингтон предпринял довольно серьезные усилия на иранском направлении, чтобы продемонстрировать силу своей дипломатии, и собрал участников «шестерки» для решающего раунда переговоров. По итогам переговоров в Лозанне была громкая пиар-акция в мировых СМИ, инициатором которой выступила администрация Обамы, относительно достижения исторического соглашения по иранской ядерной программе. Однако буквально через несколько дней выяснилось, что рано пить шампанское. Во-первых, никакого подписания еще нет, оно должно состояться только летом, а пока есть только протокол о намерениях. Во-вторых, духовный лидер Ирана аятолла Хаменеи заявил о том, что Иран подпишет соглашение только в том случае, если все санкции будут сняты сразу. В результате, предвидя очевидные сложности с такого рода подходом внутри США, а именно с конгрессом, Обама вынужден был отыграть практически сразу на конгресс и подключить его к данной проблеме. В результате, исходя из сложности внутриамериканских процедур прохождения этого соглашения с Ираном, оно, скорее всего, будет сорвано. Но виноват в этом уже будет не Обама, а республиканцы, контролирующие обе палаты американского парламента.

Не менее острый сюжет стал разворачиваться и в Йемене, где, как и на Украине в прошлом году, был совершен государственный переворот. Однако, в отличие от Украины, американцы стали поддерживать не восставшую оппозицию, а официальные власти страны через своих доверенных лиц — саудитов, в очередной раз демонстрируя двойные стандарты. Причины такого поведения понятны — на стороне восставших Иран, поэтому ставка была сделана автоматически на врагов Ирана в этом регионе — Саудовскую Аравию. Тем не менее, кроме политических факторов принятия решения, серьезную роль оказали и финансово-экономические. Саудиты решили максимально сэкономить на контрактах с американцами, в результате чего те приняли решение наладить сотрудничество с Ираном, для чего, собственно говоря, и понадобилось срочно отменять санкции.

В результате «в начале года Aramco отменила ряд контрактов с контролируемыми компанией по управлению активами „Вангард“ энергетическими корпорациями, включая Hercules Offshore и другие. Речь идёт о долгосрочных деловых соглашениях, и общий ущерб, причинённый „Вангард“ отказом Саудовской Аравии от ранее взятых на себя обязательств — из расчёта до 2019 года включительно, — исчисляется суммой порядка сотен миллиардов долларов. Лоббисты „Вангард“ оказали давление на администрацию США, и американское правительство обратилось к Саудовской Аравии с просьбой пересмотреть решение.

Саудовское руководство согласилось взвесить такую возможность — и выдвинуло свои условия. Они потребовали от США оказания военной помощи „по всем фронтам“ — в Йемене, в Ираке, в сдерживании организации „ИГ“. Речь шла о новых поставках королевству продвинутых систем вооружений, а также официального, публичного выражения Соединёнными Штатами поддержки саудовских военных кампаний, вплоть до готовности направить на помощь американские войска. Белый дом готов был санкционировать поставки вооружений, но не горел желанием ни декларировать во всеуслышание безоговорочную поддержку саудовской политики, ни тем более посылать в регион американские войска за полтора года до следующих президентских выборов.

Нерешительность партнёров, мягко говоря, не устроила саудовских переговорщиков. Саудовская Аравия отреагировала отменой ещё большего количества контрактов с энергетическими ТНК. Суммарный эффект этих двух шагов в среднесрочной перспективе, по различным оценкам, составит от одного до двух триллионов долларов. Компания „Вангард“ вновь оказала давление на правительство США. Конфиденциальные источники сообщают, что в этот раз, кроме лоббирования, был применён уже прямой шантаж. Одновременно „Вангард“, которая никогда не держит все яйца в одной корзине, предложила Ирану соглашение о том, что в ближайшие годы контролируемые компанией корпорации будут вести добычу иранской нефти и осуществлять её продажи. В обмен Иран получит отмену экономических санкций.

Иранская сторона указала, что если под давлением Запада Иран будет практически лишён собственной атомной энергетики, то нефть иранцам потребуется самим — для внутреннего потребления. Ответ компании „Вангард“ был краток и прост: будет вам собственная атомная энергетика. В результате положившиеся на Белый дом наивные принцы потерпели фиаско. Иран занял место регионального лидера вместо Саудовской Аравии, которая, кроме понесённых и предстоящих материальных убытков, теперь ослаблена и в военном отношении» (http://pravosudija.net/article/treugolnik-iran-ssha-saudovskaya-araviya).

Т.е. преследуя исключительно собственные финансовые интересы, «Вангард» оказала давление на администрацию Обамы, которая вынуждена была пойти на сырое соглашение с Ираном, которое, скорее всего, летом будет сорвано. В свою очередь, Иран уже поставляет нефть на мировые рынки, но в рамках соглашения с Россией, о чем сообщил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков: "Поставки российского продовольствия Ирану в обмен на иранскую нефть не противоречат действующему в отношении Ирана санкционному режиму, и Москва продолжит поставки, заявил замглавы МИД Сергей Рябков. «Ни то ни другое не то что не запрещается, а даже не регламентируется действующим санкционным режимом. Поэтому мы считаем, что это нормальный путь, и мы так будем действовать в этой ситуации. Бартерная сделка с Ираном „нефть в обмен на товары“ уже идет. Бартер осуществляется в обмен на поставки иранской сырой нефти, а мы осуществляем поставки определенных видов продукции», — заявил Рябков (http://www.vestifinance.ru/articles/55920).

Как отмечает в своем блоге на «Континенталисте» Фриц Морген, российско-иранская нефтяная сделка означает следующее: "1. Иран отдаёт контроль за своей нефтью России, серьёзно увеличивая тем самым влияние России на нефтяном рынке. Обратите внимание, несмотря на все разговоры о том, что соглашение с Ираном обрушит цены на нефть, цены на нефть пока что только растут. 2. Россия поставляет в Иран «товары» — продукцию нашей промышленности. Тем самым наши предприятия получают хороший доступ к рынку в 77 миллионов человек, что очень важно для нашего не самого большого в мире экономического пространства. 3. РЖД уже просчитывает контракт на полную модернизацию железных дорог Ирана. Это не только большие деньги, но и возможность создания мощного транспортного коридора Россия — Каспий — Иран — Индийский океан. Т.е. получение ещё одного важного выхода к морю для России. 4. «Росатом», в свою очередь, займётся энергетикой Ирана — которому генерирующие мощности нужны сейчас как воздух. Это ещё сильнее укрепит позиции России в области ядерной энергетики (http://cont.ws/post/83084).

Почувствовав слабину США, Иран начал активно поддерживать повстанцев в Йемене с целью не только взять власть в столице Йемена Сане, но и выйти к Баб-эль-Мандебскому проливу, который является одним из основных пунктов транзита нефти, а затем, при удачном стечении обстоятельств, спровоцировать волнения в южных регионах Саудовской Аравии, где компактно проживают сторонники шиитов. Если этот сценарий реализуется, то Иран еще больше укрепит свои региональные позиции, т.к. возьмет под контроль одну из важнейших нефтяных артерий мира — Баб-эль-Мандебский пролив.

В результате усилия США на ирано-йеменском направлении приведут к совершенно противоположным результатам, чем это изначально планировалось. Ситуацию для администрации Обамы усугубило и решение президента России Владимира Путина о возможности поставок зенитно-ракетных комплексов С-300 в Иран, в результате чего все ядерные объекты Ирана будут серьезно усилены против ударов с воздуха. Получается, что, во-первых, США в лепешку разбились для того, чтобы достичь видимости соглашения с Ираном, которое Иран, может, и не подпишет. А тем самым оставляет себе развязанными руки как для продолжения ядерной программы, так и для дальнейшего торга, только на еще более выгодных для себя условиях.

Во-вторых, для достижения соглашения с Ираном США кинули своих главных союзников на Ближнем Востоке — Израиль и Саудовскую Аравию, чего они им не забудут и начнут более активно играть свою игру, особенно Израиль, для чего ему, естественно, не оружие на Украину надо поставлять, т.е. играть в антироссийскую игру, а с Россией искать точки соприкосновения. Как пишет в этой связи Татьяна Волкова: «В результате Соединённые Штаты продолжат менять союзников как перчатки — пока не останется ни одного. Не в угоду долгосрочной стратегии или политической конъюнктуре, а ради интересов определённой финансово-промышленной группы. В частности, против интересов других, не менее американских, но хуже приспособившихся к условиям плутократии ФПГ. Эти, проигрывающие группы, могут пока контролировать даже больше средств, только их аналитики исходят из неверной предпосылки. Им чудится, будто США всё ещё демократия» (http://pravosudija.net/article/treugolnik-iran-ssha-saudovskaya-araviya).

В-третьих, Иран будет играть свою игру, используя слабости США. В-четвертых, Россия и нефть иранскую получила, не допустив ее бесконтрольного выхода на мировые рынки, и комплексы С-300 поставит, т.е. продемонстрирует стратегический характер отношений с Ираном, т.к. только благодаря поддержке России Иран получил такие стратегические козыри в диалоге с США и ЕС, и вообще, усилит свои позиции в этом регионе мира четкой и системной реализацией своих намерений. Если же эти отношения стратегического партнерства получат свое развитие на саммите ШОС, который пройдет в Уфе 10-15 июля 2015 года, в результате чего Иран вступит в эту организацию, то это будет еще одним серьезным стратегическим поражением США и приобретением России.