Два резонансных убийства известных обществу личностей, происшедшие в относительно короткий период времени, всколыхнули общественность и серьезно пошатнули позиции и авторитет властей. В январе известный общественный активист Юрий Вазагашвили погиб на могиле сына в результате взрыва подложенной под могильной плитой гранаты. А в марте киллер застрелил известного бизнесмена Бесо Хардзиани у порога его дома. Исполнители и организаторы обоих убийств до сих пор не выявлены. Пока что лишь один действующий полицейский арестован как подозреваемый в убийстве Вазагашвили. Вазагашвили добивался наказания виновных в убийстве сына в 2006 году в результате сомнительной полицейской спецоперации, одной из тех операций, которые стали регулярно проводиться после объявленной в 2005 году тогдашним президентом Грузии Михаилом Саакашвили кампании «нулевой толерантности» к преступному миру.

41.ge

Хардзиани же был арестован при правлении Саакашвили по сфабрикованному обвинению — за хранение и распространение наркотиков. В результате систематических побоев в тюрьме он был вынужден «добровольно» переоформить свои бизнес-активы на представителей тогдашней правящей партии Единое Национальное Движение (ЕНД). После освобождения из тюрьмы в результате смены власти в стране Хардзиани активно начал борьбу за восстановление попранных прав и возвращение своих активов.

Убитые Вазагашвили и Хардзиани вместе с группой единомышленников стояли как бы в авангарде борьбы за восстановление справедливости. В отличие от многих других пострадавших от прежнего режима, они не заняли выжидательную позицию, а постоянно призывали власти к активным действиям, надеясь на адекватный отклик последних. Незадолго до своей гибели они добились существенного прогресса в их делах, создав как бы успешный прецедент. Например, по делу об убиийстве сына Вазагашвили были арестованы несколько полицейских офицеров — участников той злополучной спецоперации. Эти дела обещали принять большой политический резонанс, ввиду того что в них скорее всего были вовлечены высшие деятели ЕНД, которые занимались покрывательством виновных.

Напомню, что восстановление справедливости было одним из главных предвыборных обещаний коалиции «Грузинская Мечта» (ГМ) и процесс был инициирован после прихода ГМ к власти. Процесс предусматривал восстановление попранных прав и достоинств граждан, репрессированных при правлении Саакашвили, и наказание виновных представителей тогдашней власти. Надо сказать, что это обещание сыграло не последнюю роль в поддержке избирателями ГМ и Бидзины Иванишвили как лидера коалиции и принесло им внушительное число голосов на парламентских выборах 2012 года.

Согласно официальным данным главной прокуратуры Грузии, с 2012 года по январь 2015 года в прокуратуру поступило 52,530 заявлений и жалоб граждан по поводу незаконных действий по отношению к ним со стороны государственных служащих прежней власти. В большинстве своем это касалось противоправных действий представителей правоохранительных структур. Пока расследование начато по указанным в 10 379 заявлениях конкретным фактам, включающим в себя незаконное лишение имущества, причинение социального, физического и морального ущерба.

На этом фоне убийства наиболее активных поборников восстановления справедливости породили небезосновательные предположения, что организаторы убийств пытались достичь нескольких целей: уничтожить неудобных оппонентов, посеять страх, неуверенность и чувство незащищенности в обществе, дискредитировать власть, настроить против власти ее же электорат, а также притормозить, а затем и обратить вспять процесс восстановления справедливости. Организаторы убийств могли опасаться, что в случае успеха примеру Хардзиани и Вазагашвили могли последовать многие находившиеся в аналогичном положении люди и с удвоенной энергией потребовать ускоренного рассмотрения пылившихся на полках своих дел. Совершенные с особой жестокостью эти убийства как бы послужили предупреждением этим людям, что их чрезмерная активность может превратить их в потенциальных жертв.

Можно долго и много рассуждать о причинах, затормозивших восстановление справедливости. Они представляют собой сложное переплетение субъективных и объективных факторов. Одна из из причин кроется в бессистемности подхода властей к процессу. Процесс, именуемый «восстановлением справедливости», прошел бы значительно более полезно и результативно в правовом, политическом и даже в моральном плане, если бы этапы его осуществления были в логической связи друг с другом.

Авральный подход к делу привел к серии ошибок. Первую серьезную ошибку новые власти допустили, когда, потакая требованиям своего электората и стремясь набрать политические очки, взялись за восстановление справедливости без предварительного диалога с обществом, в том числе с жертвами репрессий. Они должны были им объяснить сложность, трудоемкость и длительность это процесса. Поспешные аресты высокопоставленных чиновников прежней власти, основанные на весьма хрупкой доказательной базе, привели к тому, что в судах, в которых до последнего времени превалировали назначенцы ЕНД, одни за другим стали «разрушаться», дела представленные прокуратурой.

Вторая ошибка состояла в том, что не была дана политическая, правовая и нравственная оценка созданной ЕНД законодательной, политической и морально-психологической среды, которая служила инструментом и подпиткой для безнаказанного свершения противоправных действий со стороны ЕНД. Необходимо было для начала представить местной и международной общественности развернутую и хорошо аргументированную фактическую картину, подтверждающую системный характер правонарушений при правлении ЕНД. Это помогло бы придать процессу восстановления справедливости большую легитимность и провести его с гораздо меньшими политическими и репутационными потерями для власти. Ведь в подобных случаях почти всегда возникают подозрения относительно использования правосудия в политических целях, особенно со стороны недостаточно информированных, а иногда и предвзятых внешних наблюдателей.

Третья ошибка состояла в том, что процессу восстановления справедливости не предшествовала основательная институционная реформа органов правосудия и правоохранительных структур, которые во времена правления Саакашвили были почти полностью укомплектованы кадрами ЕНД и фактически превратились в аппарат политических репрессий и обираловки граждан. Неудивительно, что из недр этих структур часто происходила и происходит утечка важной конфиденциальной информации, имеет место уничтожение важных улик, позволяющих представителям ЕНД уйти от правосудия. Часто дело доходило до такого абсурда, что многие граждане, обратившиеся в прокуратуру с исками о восстановлении своих попранных прав, обнаруживали, что их дела попадали к тем же прокурорам и следователям, которые сами были вовлечены в противоправные действия в отношении этих самых граждан. Реформирование этих структур, возможно, потребует не одного года, при том что новые власти сталкиваются проблемой квалифицированных кадров с незапятнанной репутацией.

Только спустя два года после прихода к власти правительство под давлением общества вынуждено было создать в составе главной прокуратуре специальный департамент по изучению и расследованию жалоб пострадавших граждан. Ранее была предпринята неудачная попытка создания государственной комиссии по установлению нарушений правосудия, которая так и не была создана и вызвала весьма негативную реакцию общества. ГМ заявила, что удовлетворение многочисленных исков финансового порядка легло бы непосильным бременем на бюджет и экономику страны. В декабре прошлого года парламент Грузии, основываясь на петиции с 20 тысячами подписей, все же обратился к МВД и Главной прокуратуре с рекомендацией начать расследование противоправных действий, совершенных за период 2004—2012 гг. Однако, как уже было сказано, эти данные не приняли форму официального документа, который наглядно показал бы, что в 2004—2012 гг. имели место системные преступления и массовые нарушения фундаментальных и конституционных прав человека. Ряд экспертов полагает, что для того, чтобы процесс восстановления справедливости сдвинулся с места и принес ожидаемые результаты, необходимо прозвести ряд значительных изменений в законодательстве страны.

Еще одним серьезным препятствием на пути восстановления справедливости стало отсутствие единого мнения в коалиции ГМ. Прозападные партии коалиции воспротивились развертыванию этого процесса по полной программе, полагая, что это приведет к исчезновению ЕНД с политической арены и окончательно подпортит отношения ГМ с Западом, со всеми вытекающими последствиями. Они резонно ставили вопрос о том, почему процесс восстановления справедливости затрагивает только восьмилетний период правления ЕНД, и исключает предшествовавший весьма турбулентный период, также изобилующий нарушениями прав граждан и другими негативными явлениями.

Изъяны в процессе восстановления справедливости все более активно пробиваются наружу. Достаточно сказать, что за три года сменились три главных прокурора. К прежним руководителям прокуратуры, назначенным при ГМ, предъявляются серьезные претензии в служебной халатности и даже в коррупционном сговоре с ЕНД. Вообще, вопрос сговора некоторых видных представителей ГМ с ЕНД постоянно муссируется в грузинских СМИ.

В то же время обвешанная обвинениями ЕНД продолжает создавать серьезные проблемы властям. Более того, опробованную в Грузии систему репрессивного механизма, упакованного в антикоррупционную программу, ЕНД в полной мере реализует на Украине. Кстати, даже небольшой прогресс, наметившийся в деле восстановления справедливости в Грузии, серьезно обеспокоил осевших на Украине представителей ЕНД во главе с Саакашвили. По сведениям, просочившимися из ЕНД, оставшиеся в Грузии партийные структуры ЕНД получили из Киева указание не допустить разрастания прецедентов восстановления справедливости. ЕНД боится, что если процесс пойдет активно и всплывут скандальные факты, ЕНД грозят серьезные политические, репутационные и… финансовые потери, и не только в Грузии.

Благодаря интенсивной информационной кампании ЕНД, имеющей хорошую сеть поддержки на Западе, процесс восстановления справедливости стал активно и негативно резонировать на международной арене. На Западе создалось твердое впечатление, позднее переросшее в уверенность в том, что Грузинская Мечта занята политической «вендеттой» против главной оппозиционной силы. В сторону ГМ последовал резкий окрик из США и ЕС. ГМ сделала очень мало для того, чтобы правовые меры, предпринятые против представителей прежней власти, не были восприняты на Западе как политическое преследование. На днях экс-премьер Иванишвили признал, что правительству Грузии до сих трудно объяснить политическим и экспертным кругам в США и Европе, что на самом деле подразумевает процесс восстановления справедливости и чем он вызван. Из достоверных источников известно, что давление Запада, причем в довольно резкой форме, было оказано непосредственно на Бидзину Иванишвили еще в его бытность премьер-министром. Трудно счесть количество дипломатических демаршей, критических заявлений, официальных писем и статей в прессе в Европы и США в адрес новых властей Грузии с требованием приостановить уголовное преследование лидеров ЕНД. От лидеров ЕС власти Грузии получили недвусмысленное и весьма строгое предупреждение, что продолжение судебного преследования представителей Национального Движения надолго похоронит перспективы интеграции страны в Евросоюз, не говоря о возможных санкциях. А отчет ODIHR/ ОБСЕ прямо обвинил грузинские власти в нарушении условий справедливого суда. Из-за сильного давления со стороны Запада ГМ вынуждена была затормозить процесс привлечения к уголовной ответственности представителей ЕНД.

Все большее число граждан Грузии считает, что их страна стала ареной столкновения интересов больших международных игроков и нерешительность властей в восстановлении справедливости проистекает из-за давления Запада и навязанной им политики «Cohabitation» («сосуществование») в отношении к ЕНД. Поскольку этот неприемлемый для большинства грузин подход ассоциируется с Западом, то этот сегмент общества может стать предметом повышенного интереса для России, которая активно, но пока безуспешно старается расширить опору в грузинских общественных слоях.

Примечательно и то что относительно лояльно настроенные к России грузинские политические силы активно используют наболевшую тему восстановления справедливости для набора политических очков. Например, лидер партии «Объединенное Демократическое Движение» — экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе, занявшая на президентских выборах третье место, заявляет, что в случае ее прихода к власти восстановление справедливости будет осуществлено в полной мере, без какой-либо оглядки на Запад. Такого же подхода придерживаются и несколько других влиятельных партий (напр. Алъянс Патриотов Грузии) и общественно-политических групп, стоящих на национально-патриотической платформе. Приверженность этих групп к национальным традициям, консервативным ценностным установкам и православию на почве антилиберализма ставит их в идейно-мировоззренческом плане гораздо ближе к России, нежели к ЕС. Для них появилась определенность, что православная Россия противостоит либеральной Европе по политическим, ценностным, религиозным и идеологическим параметрам. Именно активизация единоверческой составляющей в отношениях с Россией начинает обретать все более четкие очертания. Разумеется, подобные настроения общества пока что не позволяют говорить о создании сколько-нибудь серьезной социальной базы в пользу сближения с Россией. Однако то, что определенные процессы в недрах общества в этом направлении идут, отрицать нельзя.

Говоря о перспективах восстановления справедливости, нельзя сбрасывать со счетов и чисто внутренние факторы, в том числе и десятилетиями складывавшиеся особенности социальных и личностных отношений в грузинском обществе. Примечательно, что в этом вопросе своего окончательного слова еще не сказала грузинская православная церковь, которая согласно всем опросам остается самой уважаемой и доверяемой институцией грузинского государства.

Как отмечалось выше, количество поданных в прокуратуру жалоб с требованием восстановления справедливости перевалило за 50.000. За этими заявлениями стоят искалеченные тюрьмами судьбы, убийства, пытки, издевательства, лишение имущества и бизнеса в потрясающих масштабах. Последствия правления Саакашвили весьма проникновенно описал журналист Андрей Бабицикий в своей статье «Сраму не имут — живые, как мертвые». За заявителями стоят также члены их семей, родные, близкие и симпатизирующие им граждане. А это весьма внушительная часть общества и электората. Можно с уверенностью сказать, что «охота» за умами и сердцами этих людей станет одним из определяющих моментов в период времени, оставшийся до очередных парламентских выборов в октябре 2016 года. Исходя из особенностей грузинской культуры, ментальности и традиций, многие пострадавшие от репрессий прежнего режима больше желали бы увидеть реальное наказание виновных, чем получение материальной компенсации. Что самое примечательное, Грузинская Мечта, и лично Иванишвили, претендовавшие на лавры арбитров справедливости, так и не стали ими в глазах поддержавшего их общества. Сейчас представители ГМ открещиваются от упреков тем, что, мол, не могут уподобиться ЕНД и действовать диктаторскими методами, что во имя торжества демократии готовы даже к некоторым политическим потерям в глазах части электората. Однако вряд ли эти объяснения устроят жаждущих восстановления справедливости. Интересно, что согласно недавнему опросу общественного мнения, проведенному грузинским офисом International Republican Institute, только 3% опрошенных ожидают, что в стране свершится восстановление справедливости.

И если за оставшееся время власти не предпримут решительные и, главное, результативные меры в этом направлении таким образом, как того ожидает большинство общества, позиции ГМ будут серьезно подорваны. Вероятен отток части электората ГМ к тем политическим силам, которые демонстрируют готовность и решимость решить эту проблему.