Туркменские власти не доверяют соседним странам и опасаются, что они будут препятствовать поставкам туркменского газа в Евросоюз

Официальный Ашхабад планирует заручиться гарантией со стороны ООН по части безопасности транснациональных трубопроводов и намерен превратить их в объекты международно-правовой охраны, пишет «Независимая газета».

Как утверждают власти Туркмении, Россия и Иран препятствуют прокладке Транскаспийского трубопровода, поскольку статус Каспия до сих пор не определен. При этом следует отметить, что туркменское руководство ранее подписало Энергетическую хартию и старается использовать преимущества участия в договоре, чтобы обеспечить условия для поставок своего топлива на мировые рынки.

«Другое дело, что не все соседи Туркмении — партнеры по энергетическому сотрудничеству являются членами Энергетической хартии. Это снижает возможности использования ее положений для создания действительно свободного доступа на международные рынки, без дискриминации», — подчеркнул научный сотрудник Института востоковедения РАН Станислав Притчин.

По словам ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН Шохрата Кадырова, в настоящее время главная дипломатическая задача Ашхабада заключается в попытке обеспечить себе политическое алиби неучастия в споре с Россией за Транскаспийский трубопровод, а потому Туркмения стремится подключить ООН к решению проблемы строительства магистральных трубопроводов на Каспии.

Аналитик отметил, что во времена СССР «старшим братом» Туркмении была Россия, а после распада Советского Союза президент Сапармурат Ниязов попытался предоставить это место Китаю. «Теперь все идет к тому, что таким старшим братом могут стать США. Но демонстративная дружба с Вашингтоном грозит испортить отношения Ашхабада с Москвой. Поэтому получившей от ООН нейтральный статус Туркмении лучше действовать именно через структуры ООН», — пояснил он.

Также Шохрат Кадыров заострил внимание на том, что не имея прямого выхода на европейские и азиатские рынки, Туркмения зависит от России и Ирана. «Причем в последнее время все больше заметно, что Россия просто не хочет иметь энергетического конкурента, потому что ее ссылки на угрозу экологии Каспия не выдерживают критики. Вред от участившихся военных учений России на Каспийском море наносит его экологии куда больший вред, чем проектируемый трубопровод. Да и сама Россия строит трубопровод по дну Черного моря без особых опасений испортить биосферу всего бассейна», — считает Шохрат Кадыров.

В свою очередь эксперт по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев напомнил о недавней просьбе руководства Туркмении к США об оказании военной помощи и встречном заявлении главы Центрального командования США генерала Ллойда Остина о готовности пойти навстречу.

«Формально в рамках своего нейтралитета, не имея права пригласить иностранный контингент, Ашхабад, похоже, решил прикрыть предполагаемое американское военное присутствие флагом ООН. При этом вызывают сомнение намерения американских военных в Туркмении, а особенно их способность противостоять специфическим угрозам внутреннего свойства. Гораздо прозрачнее политические задачи США, в которые поддержание стабильности в Туркмении вряд ли входит. Речь идет, скорее всего, о размещении неких контингентов в районе Теджена, занимающего ключевое место недалеко от всех крупнейших газовых месторождений и афганской границы. Другими словами, главным является не абстрактный антитеррор, а управление проектами туркменского газового экспорта, а заодно недопущение сближения Туркмении в сфере безопасности с КНР и Россией», — подытожил политолог.